В начале июня в институте «Стрелка» с лекцией «Как создавать города для жизни» выступили член городского совета Ванкувера, профессиональный биолог Хизер Дил и Гаэтан Руайе, управляющий по городскому планированию, экологии и паркам Большого Ванкувера. Эксперты рассказали слушателям о том, как создавать по-настоящему комфортные для жизни города. Slon публикует текст выступлений Дил и Руайе.
Хизер Дил, член городского совета Ванкувера, профессиональный биолог и специалист по экологическому просвещению
Сегодня я хочу рассказать о том, почему Ванкувер считается оптимальным для жизни городом. Для ответа на этот вопрос нам необходимо понять, какова обстановка в Ванкувере на сегодняшний день и каков политический курс, направленный на поддержание и улучшение этой обстановки.
Не будет лишним упомянуть, что мы, ванкуверцы, живем на Западном побережье Канады, где от водной стихии нас защищает огромный остров. Горы с севера, множество сельскохозяйственных угодий на востоке, граница с Соединенными Штатами на юге – вот что окружает жителей Ванкувера.
Сам город является частью весьма крупного региона. Что касается населения, то в Ванкувере насчитывается около 630 тысяч жителей, что, конечно, значительно меньше, чем в Москве. Но что же нас отличает от Москвы и других городов сущностно? Что же делает Ванкувер таким комфортным для его жителей и гостей?
В центре города люди не только работают, но и живут
Если вспомнить, какими были страны Северной Америки в 1960-х, то первое, на что я бы обратила внимание, это повсеместное отсутствие какого-либо контроля на дорогах. По сути, дороги представляли собой свободные трассы, движение на которых никто не регулировал. И если бы вы тогда решили исколесить всю Америку с юга на север – через Мехико, Калифорнию, Орегон и, наконец, Вашингтон, – могу поспорить, что на вашем пути не встретилось бы ни одного светофора. Естественно, до тех пор, пока вы не приблизились бы к Ванкуверу, где начинаются действительно городские, грамотно организованные дороги. Это одна из важнейших заслуг городской политики, и она повлияла на другие сферы развития Ванкувера.
В первую очередь – на экономически занятое население. В 2006 году новые правила для города обозначили вектор: как можно больше людей должно было жить в деловой части Ванкувера. Это подразумевало одновременно и удобный и быстрый путь до офиса, и возможность не стоять в ночных пробках по дороге домой.
Эти нововведения определили курс градостроительства – поскольку бизнес-центр города, как правило, довольно мал, а людей нужно было куда-то заселять. И тогда в Ванкувере стали появляться так называемые подиумные башни, то есть ваши многоэтажки. Мало того что нам удалось расселить нуждающихся в жилье в центре города людей, построив как двухэтажные здания, так и небоскребы с 60 этажами и выше, так мы еще и строили эти башни, руководствуясь визуально-эстетическими критериями. Иными словами, наши башни не загораживают ни панораму города, ни вид на прекрасные горы, до которых ванкуверцу легко добраться на велосипеде за считанные минуты.
В 1986 году в Ванкувере проходило международное экспо-мероприятие – широкомасштабные смотрины города, если так можно выразиться. Так вот, тогда многие люди, которые увидели Ванкувер собственными глазами, наперебой говорили, что это потрясающее место, в нем просто необходимо остаться жить. Тот период я бы охарактеризовала как юность города – он только-только расцветал. 2010 год стал для Ванкувера крайне важным и памятным: мы приняли зимние Олимпийские игры, которые через год приедут и в Россию, в Сочи. И вот именно тогда Ванкувер перешел на качественно новый уровень. Теперь он уже был как подросток, покинувший дом родителей и решающий свою судьбу самостоятельно.
Сегодня 93% жителей Ванкувера могут добраться от своих домов до практически первозданной природы максимум за пять минут. |
Это опять-таки делает нас городом, где хочется жить.
Экономика зеленого цвета
Если наш город называют зеленым, то мы настаиваем и на «зеленой экономике». Что это значит? Это значит, что мы заставили экономику работать на благо экологии и, наоборот, создали рабочие места в сферах сельского хозяйства, обязали сырьевые компании задействовать новые территории с новыми людьми. 60 миллионов долларов – такую сумму получил Ванкувер после Олимпийских игр на внедрение новейших специальностей в сфере землеобработки. Так фактически сама собой решилась проблема безработицы.
При этом мы не расширяли дороги, не строили новые магистрали, мы просто отдали пространство машин людям на велосипедах, о чем нисколько не жалеем. |
Еда. Мы, ванкуверцы, обожаем хорошую еду – у нас, безусловно, город гурманов. Если вы ищете что-нибудь вкусненькое и полезное в Ванкувере, посетите общественные сады и магазины при них, фермерские супермаркеты и центры общественного питания. Там люди могут продавать выращенные ими овощи, фрукты, могут тут же готовить блюда, есть и угощать своих близких. В общем, голодным и скучающим не остается никто.
Конечно, наша экологически чистая пища ничто без чистой воды. Мы получаем ее из горного снега и дождя, накапливая воду в специальных резервуарах. Вообще-то вода у нас очень чистая, но правительство все равно призывает граждан фильтровать ее индивидуально. Кроме того, в городе всюду стоят автоматы с питьевой водой. Это совсем недавнее решение городского совета.
Мы очень щепетильны в вопросах утилизации мусора. Нашей главной целью в этом смысле является максимальная его переработка в органические удобрения. Так, в мае этого года было переработано 50 тысячи тонн отбросов.
Город для жителей
Помимо контакта человека с природой мы стараемся наладить контакт человека с человеком. И важным здесь я считаю создание общественных пространств, где люди могут просто общаться друг с другом. Более того, у нас есть специально отведенные дни, в которые городские власти перекрывают наиболее широкие и постоянно забитые машинами улицы Ванкувера с целью предоставления людям прогулочных площадок, мест для самовыражения и так далее. Кстати, ванкуверцы всегда очень тепло приветствуют уличных артистов – художников, музыкантов, актеров. В свою очередь правительство ежегодно выделяет 10 миллионов долларов различным творческим организациям и фондам, и это абсолютный рекорд в странах Северной Америки.
Безусловно, нельзя игнорировать тот факт, что жизнь в Ванкувере очень затратна. В этом плане мы всегда в первой тройке-четверке самых дорогих городов мира. |
Однако власти уверенно прогнозируют увеличение доли именно среднего класса. Для этого строятся специальные жилые дома для людей с невысоким уровнем достатка, активно развивается арендное жилье, разрабатываются программы по субсидированию.
Таким я вижу Ванкувер – действительно пригодным для жизни. Но, к слову, хочу заметить, что сегодняшняя Москва с ее улыбчивыми жителями, сидящими на верандах кафе, окруженными ярко-зелеными деревьями, наслаждающимися ланчем или видом на расположенный рядом стильный бизнес-центр, уже совсем близка к тому, чтобы стать Ванкуверу достойным конкурентом.
Гаэтан Руайе, управляющий по городскому планированию, экологии и паркам Большого Ванкувера
Мне бы хотелось уделить внимание одной из самых важных тенденций в современном процессе развития городов – увеличению доли городского населения. И, несмотря на то, что эта тенденция наблюдается по всему миру – в России, в Китае, в Японии, наиболее показательным примером я считаю именно Ванкувер.
Как уже было сказано, Ванкувер – это часть гигантского региона, включающего еще 21 окрестный городок. Население растет невиданными темпами: в 2011 году насчитывалось 2,3 миллиона жителей, сегодня – 2,5 миллиона, а к 2041 ожидается рост до как минимум 3,6 миллиона. И, конечно, это не может не влиять на экономику региона в целом и каждого субъекта в частности.
Когда видишь все эти цифры популяционной статистики, невольно задаешься вопросом: разве можно всех этих людей обеспечить работой и адекватными условиями жизни? В теории – без сомнения, можно. А на практике – пока в регионе создано всего 6 тысяч вакантных должностей и новых специальностей, в большей степени относящихся к сельскому хозяйству.
Таким количеством людей нужно еще и корректно управлять. Для этого в каждом субъекте региона существует собственный совет, имеющий право участвовать в разработке генерального плана развития Ванкувера. Довольно сложно достичь консенсуса между всеми такими советами. Поэтому были организованы анонимные выборы, результаты которых выявляют наиболее правильные и объективно полезные решения.
Одним из них стало обязательное строгое разделение земель региона на индустриальную зону и зону отдыха, природно-заповедную территорию, которая ни в коем случае не должна быть затронута промышленными процессами.
Следующим и, наверное, основополагающе важным решением членов регионального совета стал особый подход к строительству новых зданий в городах. Вот несколько пунктов нового формата застройки:
Отведение огромных территорий лесных массивов, горных склонов под общественные парки. Создание так называемого бизнес-парка, в состав которого будут входить многочисленные офисы, магазины, фитнес-клубы и тому подобные организации. Переселение семей из отдельных одноэтажных коттеджей в многоквартирные комфортабельные дома (уже переселено 2/3 семей).
Также планируются серьезные изменения в организации городских путей сообщения. На мой взгляд, было бы весьма мудрым закрыть некоторые линии автомобильного движения, запретить доступ автомобилей к набережным. Несложно догадаться, что все эти меры разрабатываются с целью глобальных климатических улучшений, ну и с надеждой на распространение экотранспорта в городах региона.
В двух словах, наши главные цели – расселение большего количества людей на меньшей территории, уменьшение числа авто за счет увеличения количества пешеходов и велосипедистов и как приоритет – защита природы от воздействия на нее промышленности.
По сути, правила и цели просты, но они непременно требуют включения людей во все этапы реализации.