Кевин Шилдс. Фото: Stephen Shankland/CNET
– Мой круг общения достаточно необычен, поскольку в Nokia я сравнительно недавно. С другой стороны, я давно занимаюсь этим бизнесом, пожалуй, я хорошо знаю эту компанию. По моим ощущениям – которые, как мне кажется, достаточно справедливы, – произошли существенные, возможно даже колоссальные перемены. Я думаю, боевой дух в компании сейчас на высоте, в какой-то степени чувствуется что-то вроде желания дать сдачи. Это ведь действительно сложный, тяжелый выбор! Мы должны были сделать этот выбор, мы его сделали. Теперь – в бой! И именно поэтому все настроены позитивно. Мы решили – и теперь все за работу. У этой компании – и на то существуют серьезные причины – есть чувство собственного достоинства. Я думаю, будет справедливо сказать – в гораздо большей степени, чем у многих других компаний. Можно сказать, речь идет о национальном достоянии, и то, преуспеет ли она, действительно очень важно. Так что мотивация у парней действительно очень сильная.
– Я рад, что вы спрашиваете меня о моем взгляде на это, поскольку это действительно в каком-то смысле вопрос личный. Я вряд ли могу в данном случае выступать от лица компании, но вполне могу высказать свое мнение, почему я считаю это решение хорошим. Я бы начал вот с чего. Я бы сказал, до того момента, как мы представили наши продукты, у Microsoft не было ни одного партнера, который вкладывал бы всю свою энергию в то, чтобы создать продукт, демонстрирующий все лучшие качества WP7. Я считаю, она обладает действительно великолепным интерфейсом, который позволяет совсем по-новому взглянуть на смартфоны. Но партнер, который позволил бы этой системе стать настоящей альтернативой на рынке, просто отсутствовал. Сам факт того, насколько серьезно Nokia воспринимает WP7, уже заметно отличает нас от других компаний. Понимаете, что я имею в виду? Никто даже не пытался! Ведь этот интерфейс, то, как WP7 работает, то, что эта операционная система предлагает пользователю (особенно тем, у кого еще нет опыта со смартфонами, новичкам), то, как она показывает именно ту информацию, что важна для вас, в отличие от других систем... Она по-настоящему, истинно другая. Совершенно другой подход! И тот факт, что мы взяли на себя это обязательство – разработать продукты, которые в полной мере покажут преимущества этой операционной системы, – ставит нас в уникальное положение. Nokia могла бы выбрать Android, но в этом случае она бы оказалась просто еще одним производителем, который пытается заставить эту штуку заработать.
– Хорошо, что у него есть свое мнение. Я, безусловно, с ним не согласен. Я думаю, то, что вы получаете с Windows Phone в смысле интерфейса, плюс то, что мы включаем в наш продукт, – это, безусловно, очень хорошее предложение. Я обращу внимание, в частности, на две вещи. Навигация с голосовыми подсказками обошлась бы вам от 70 долларов до 100 евро, не говоря уж о том, что, видимо, пришлось бы платить еще и абонентскую плату. С Nokia Drive эти возможности уже являются частью продукта, дополнительно тратиться на них не надо. Или посмотрим на Nokia Music. Никакой рекламы, полные версии песен, локализованные сборки. Эти две вещи, плюс это же Windows Phone! Это великолепный удобный интерфейс. И при этом это продукт премиального сегмента, он великолепно выглядит, он очень удобен в работе. Ну и конечно мы также представляем доступный продукт, Lumia 710, и у него есть собственные уникальные черты. Я считаю, это действительно отличное предложение! Так что, мой ответ будет таким – если вы хотите критиковать меня за стоимость Lumua 800 – учтите, что это, в первую очередь, продукт премиального сегмента. И вы получаете то, за что вы платите. Ну а про 710 нечего и говорить – эти малышки просто замечательны. Отличный дизайн за отличную цену.
– Мы очень верим в важность целостности и дизайна. Мы считаем, что необоснованное разнообразие аппаратной и программной части – не в интересах потребителя. Мы считаем, что серьезно инвестируя в хороший, целостный и предсказуемый дизайн мы реализуем как раз то, что потребителю нужно. Так что мы склоняемся к тому, чтобы не делать кучу разных штук только ради того, чтобы просто делать кучу разных штук. Есть термин, который мы используем в команде, – явное различие. Явное. То есть мы берем продукт А и продукт Б, мы смотрим на них, и разница между ними – явная – ее легко заметить! Со стратегической точки зрения Nokia делает действительно огромную ставку на Windows Phone 7. И эта стратегическая ставка подразумевает... Скажу так, было бы безумием не стремиться расширить отношения с Microsoft и наше предложение на рынке. Так что простой ответ на этот вопрос – да, мы готовим широкий диапазон продуктов, которые будут способны удовлетворить покупателя и будут различаться по цене. Но в то же время мы будем весьма последовательны в части того, как эти устройства выглядят, того, что у них внутри, и обеспечивать целостность нашего предложения по всему модельному ряду. Я думаю, что когда со временем вы взглянете на всю линейку наших продуктов, вы сможете увидеть в ней внутреннюю логику.
– Мы очень серьезно настроены по отношению к американскому рынку. Я думаю, можно сказать, что мы должны войти на него заново, чтобы преуспеть на нем. Я думаю, вы правы, что американский рынок очень важен, хотя я бы не сказал, что это единственный законодатель мод. Однако то, что там происходит, часто перетекает за границы США. Несмотря на то, что настоящие инновации происходят и в других местах, для того, чтобы у нас был по-настоящему суперуспешный бизнес, мы должны преуспеть в Америке. Так что мы начинаем над этим работать. И я полон оптимизма относительно наших планов и будущих продуктов, я думаю, со временем мы добьемся там успеха. В то же время, как компания, мы должны быть скромными в своем подходе к этому рынку. Есть причины, по которым мы не преуспели на этом рынке. Мы должны серьезно работать с партнерами и понять, что мы должны сделать, чтобы добиться успеха там.
– Я думаю, что становится все менее важным – это спецификация сама по себе. Я начинаю с этого, потому что мне кажется, это важно. И все более важным будет становиться, что устройство может дать пользователю в целом. Вы упомянули две вещи – пользовательский интерфейс и дизайн. Я думаю, на самом деле они идут рука об руку. Особенно в смартфонах, где значительный рост рынка будет происходить за счет новых пользователей. Мы, конечно, стремимся, чтобы люди переходили к нам с других платформ, но в целом количество пользователей смартфонов растет. Почему?.. Тут много причин, почему, но мне кажется, динамика в целом похожа на то, что происходило с рынком PC в начале 80-х. У покупателей начинают возникать определенные потребности. Смартфоны становятся по-настоящему полезны, то количество усилий, которое надо приложить, чтобы получить полезный результат, быстро снижается. Я думаю, спецификации становятся все менее важными в том смысле, что технические параметры устройства – это скорее что-то из разряда «о, посмотрите, теперь я могу делать эту безумную новую штуку», в то время, как большинство этих новых покупателей не столько заботится о безумных новых штуках, сколько о том, можете ли вы предложить им наиболее важные для них вещи, которые давал старый обычный мобильный телефон, плюс шанс получить нечто большее, не сходя при этом с ума от сложности.
Очень интересный вопрос... И очень сложный. Вы упомянули Windows 8 и как она перенимает черты WP7. Если как следует присмотреться – это происходит и на X-box. И в этой конкретной экосистеме основные способы, на которых построено взаимодействие с пользователем, перетекают с устройства на устройство, причем изначально они возникли на мобильном телефоне. Я думаю, это новое явление, можно сказать, это заслуга Apple. Сейчас все чаще типичный покупатель начинает свое взаимодействие с технологией с устройства, которое помещается у него в кармане. Он привыкает к интерфейсу ,и постепенно те вещи, которые он ценит в этом интерфейсе, перекочевывают и на другие устройства. Если подумать, лет 5–7 назад все было ровно наоборот. Если посмотреть на интерфейс Windows Mobile – по сути, это была Windows 95. Похоже, что сейчас мобильные устройства наконец приобрели достаточную функциональность для того, чтобы определять ожидания покупателей в смысле компьютеров в целом.