Фото: arebelsdiary.blogspot.com
«Посадите на скамью подсудимых моделей, которые позировали обнаженными в египетских университетах до семидесятых годов, спрячьте книги по искусству и разбейте обнаженные скульптуры. Затем сорвите с себя одежду, посмотрите на себя хорошенько в зеркало и наконец-то сожгите свои тела, чтобы навсегда избавиться от своих сексуальных желаний. Проделайте все это перед тем, как судить меня и лишать меня свободы слова». Это из блога Алии Магды Аль-Махди, египетской студентки, которая опубликовала свои фотографии в обнаженном виде в интернете. Давным-давно, в незапамятные времена (то бишь еще до первой египетской революции 1952 года) знаменитая статуя «Пробуждение Египта» (Нахдат Маср) украшала площадь Тахрир, которая в ту пору называлась площадью хедива Исмаила. Горделивая женщина (по-арабски слово «Маср», то есть Египет, – женского рода) одной рукой отбрасывает традиционное покрывало с лица, другой рукой опирается на сфинкса. Так талантливый египетский скульптор Махмуд Мухтар мечтал видеть свою вечно древнюю и вечно молодую страну. Несколько десятилетий спустя, где-то в середине семидесятых годов термин «пробуждение» (ан-Нахда) приобрел совсем иное, исламское значение. Исламская волна прокатилась по всему Ближнему Востоку, эпицентром, разумеется, был Египет, традиционный центр арабского и исламского мира. В университетах активисты исламистских движений раздавали студенткам бесплатную скромную одежду, а статую на всякий случай убрали с Тахрира подальше, к зданию Каирского университета в Гизе. Во-первых, это скульптура человека, что, в понимании радетелей ислама, уже само по себе грешно. Во-вторых, женщины. В третьих, снимающей покрывало.
Сейчас, пользуясь постреволюционной свободой, египетские исламисты уже вовсю завешивают разноцветными тряпочками и своими предвыборными плакатами обнаженных Зевсов и Аполлонов в Александрии. Учитывая, что свыше 70% египтянок носят хиджаб (головной платок) (по данным газеты Аль-Гумхурия), решение о переносе статуи на менее публичное место кажется вполне обоснованным. Если бы Махмуд Мухтар жил сегодня, прообразом его «Пробуждающегося Египта» вполне могла стать 20-летняя Алия Магда аль-Махди, студентка Американского университета в Каире, которая опубликовала свои фотографии в обнаженном виде в блоге и заставила весь Египет говорить о себе. По словам девушки, фотосессия под названием «Обнаженное искусство» призвана показать всему миру, что она свободна, счастлива и не собирается подчиняться социальным нормам и религиозному диктату. Алия также является соавтором веб-странички под названием «Мужчины должны надеть хиджаб», где мужчины фотографируются в традиционном женском головном уборе в знак протеста против этого «унизительного обычая». Вполне тривиальная вещь для западных стран, где девушки частенько публикуют свои фотографии в обнаженном виде для того, чтобы получить бесплатный «Айфон», «Айпод» или просто так, для Египта стала самым настоящим потрясением, может быть, самым больше после революции на Тахрире. Несколько дней спустя после публикации фотографий стало ясно, что гораздо больше египтян знают имя дерзкой натурщицы, чем имена кандидатов на президентских выборах. Однако несмотря на «подвиг» Алии, большинство египетских мужчин хиджаб надевать не собираются, предпочитая видеть в этом облачении своих жен, сестер и дочерей. Сотни тысяч разъяренных комментариев в блоге Алии, а также в «Твиттере» и «Фейсбуке» свидетельствуют о том, что, хоть у девушки и есть право снять свою одежду и сфотографироваться «ню», у них есть свобода оскорблять и угрожать смелой натурщице. Египет, где, несмотря на запреты правительства, девочкам до сих пор делают «женское обрезание», и где нередко убивают женщин лишь за подозрение в том, что они имели сексуальные отношения до свадьбы, является консервативной мусульманской страной, которая так и не дождалась своего Ататюрка или Петра I. Дальше всех пошел второй египетский президент Гамаль Абд аль-Насер, который инкорпорировал религиозный истеблишмент в египетскую государственную систему и провел ряд законов, призванных уравнять женщину в правах с мужчиной. Но вековые традиции, а также постоянно набирающие популярность радикальные исламистские движения оказались сильнее режима. Поэтому в современном Египте мужчина может жениться повторно, не предупредив свою первую жену, студентки в никабе (никаб – чадра, полностью скрывающая лицо) имеют право сдавать госэкзамены (вопреки протестам преподавательского состава), а женщина с непокрытыми волосами в центре Каира является редко встречающейся аномалией. Можно только представить, какой ажиотаж вызвала бы сегодня Алия Магда аль-Махди, если бы она вышла из своего университета, расположенного неподалеку от площади Тахрир, пообщаться с народом. Некоторые блогеры, видимо, наделенные особым полетом фантазии, уже подробно описывают на ее страничке в «Фейсбуке» все то, что они хотели бы с ней проделать. Пока те, кто предпочитают видеть женщину босой, беременной и на кухне желают Алие гореть в аду, в либеральном лагере подсчитывают убытки. Несмотря на то, что приватно многие активисты светско-либеральных движений выразили девушке свое уважение, восхищаясь ее смелостью, они опасаются, что эта юношеская авантюра лишь прибавит популярности исламистскому лагерю. «Теперь у исламистов появится дополнительный довод в пользу введения шариата в Египте – чтобы предотвратить публикацию подобной скверны», – утверждает блогер Насер Мидо. Другие сторонники Алии опасаются, что девушка может заплатить своей жизнью за подобную провокацию, так как в ее адрес сыпятся неприкрытые угрозы. Но самое печальное – это, наверное, то, что акция Алии Магды аль-Махди ничего не изменит. В Египте такие, как Алия, – в меньшинстве, и в обозримом будущем никогда не станут большинством. Студентка престижного Американского университета в Каире, атеистка, феминистка, вегетарианка (по ее собственным словам), она является частью узкой прослойки той прозападной элиты, которая все еще живет в мире Махмуда Мухтара, автора «Пробуждения Египта», и первой египетской феминистки Ходы Шаарауи, которая вместе с группой женщин в 1923 г. публично сожгла свою чадру. Но в современном Египте, где на протяжении нескольких десятилетий «Ислам – это решение» (мантра «Братьев-Мусульман) является самым популярным лозунгом, нет места таким, как Аль-Махди, Шаарауи или Мухтар. Подавляющее число египтян убеждены в том, что их страна должна жить по нормам шариата (хотя и здесь, разумеется, могут быть разночтения), и публикация обнаженных женских фотографий в эти нормы никак не вписывается. Свобода слова, о которой говорит Алия, является мифом, химерой, которая исчезает при первом же столкновении с реальностью, достаточно лишь подразнить толпу карикатурой или фотографиями «ню». Алия пыталась обнажить двойные стандарты, которые позволяют мужчинам посещать жриц любви и убивать своих сестер за чрезмерный макияж, но вместо этого обнажила лишь свое тело, сделав его предметом всеобщих обсуждений, а себя – почти всеобщего осуждения. Сама собой напрашивается аналогия между девушкой, которая называет себя Лолитой на «Фейсбуке», с героиней книги «Читая Лолиту в Тегеране» иранской писательницы Азар Нафиси. Автор этой автобиографической книги всецело поддерживала иранскую революцию вплоть до того момента, пока не выяснилось, что она, профессор английского языка и литературы, не может зайти в свой университет без чадора (верхней одежды, покрывающей все тело и волосы). Одна из студенток Нафиси выражала свой протест против религиозного диктата тем, что надевала чадор прямо на голое тело. Свою книгу Азар Нафиси написала, уже находясь в эмиграции в США. Кто знает, не станет ли акция Алии Магды аль-Махди лебединой песней свободолюбивых египтянок, которые боролись против существующего авторитарного статуса-кво, да только напоролись на подстерегающие за углом традиции и узость мышления.