В Российской империи власти различали караимов и евреев-раввинистов, и сами караимы начинают эксплуатировать это различие. Караимы, отвергавшие Талмуд, представлялись царским чиновникам не вполне евреями или даже совсем не евреями, поскольку именно Талмуд считался корнем зла в иудаизме. Более того, «ориентальный» облик караимов, как, например, и облик крымчаков, которые были тюркоязычными евреями-раввинистами, добавлял благожелательности властям, приближая караимов и крымчаков к «азиатам», далеким от отвратительного облика еврея-ашкеназа. В 1837 году российские власти впервые законодательно определяют структуру караимской общины Крыма. Издается «Положение о Таврическом и Одесском караимском духовном правлении». Во второй половине XIX века караимской общине и в первую очередь ее руководителям удается весьма успешно защищать свои интересы в Российской империи. Проявляется это в дальнейшем улучшении юридического положения караимов. Так, в 1852 году для караимов была отменена черта оседлости, а по указу от 8 апреля 1863 года караимы стали полноправными гражданами империи.