Виктор Орбан (слева) и Дьердь Матольчи. Фото: REUTERS/Bernadett Szabo
Чуть больше года назад, летом 2010 г. венгерский министр национальной экономики Дьердь Матольчи сделал гордое заявление: «Мы вышвырнули МВФ из Венгрии». То есть новое правительство националистов не продлило подписанное еще предыдущим социалистическим кабинетом соглашение на 20 млрд евро кредита, из которых Будапешт в итоге успел получить только 14 млрд.
Но вот тот же Матольчи 17 ноября неожиданно сообщил: «Правительство заключает соглашение с МВФ о сотрудничестве нового типа». «Надо уметь приспосабливаться к новым условиям», – прокомментировал зампред правящей партии FIDESZ Лайош Коша неожиданный даже по меркам венгерской политики поворот. Кому, как не ему, знать все тонкости взаимоотношений с фондом. Ведь всего месяц назад он сам говорил, что представитель МВФ в Венгрии Ирина Иващенко настолько не в курсе венгерских дел, что нет смысла вести с ней какие-либо консультации.
Тогда в правительстве FIDESZ еще надеялись, что помощь МВФ им не потребуется. Министры были уверены, что новый плоский 16%-ный подоходный налог обеспечит рост внутреннего потребления, а восстановление экономики ЕС даст толчок венгерскому экспорту. Финансовые рынки правительство хотело упокоить тем, что дефицит бюджета не превысит 3% ВВП и снижением государственного долга с 81% до 77% ВВП.
Но все получилось иначе. Из-за падения курса форинта к евро госдолг стоит на уровне 82%. Плоская шкала НДФЛ почти не сказалась на доходах малоимущих, а богатые предпочли новые доходы либо сберечь, либо потрать за пределами Венгрии. Попытки правительства решить проблему бюджетного дефицита с помощью чрезвычайных налогов на крупные корпорации, национализации пенсионных сбережений и других популистских решений не дали особого эффекта.
Рынки сочли эти меры жестами отчаяния, а не продуманной политикой, и усомнились в экономических перспективах Венгрии. В октябре аукционы венгерских гособлигаций провалились дважды: не было достаточно интересующихся, или покупатели требовали слишком большой процент. На третий раз государство сдалось: 17 ноября гособлигации на 3, 5 и 10 лет на общую сумму $350 млн ушли под 8,4–8,8%, притом, что в ЕС уже 7% считается критическим уровнем. Проблему усугубили заявления международных рейтинговых агентств о том, что они планируют снизить рейтинг венгерских гособлигаций до «мусорной» категории.
Премьер-министр Виктор Орбан, который после своей прошлогодней оглушительной победы на парламентских выборах объявил «экономическую освободительную войну», видимо, понял, что без помощи МВФ стране никак не обойтись. И еще без помощи Брюсселя, где Венгрия тоже попросила кредит, хотя еще полгода назад Орбан обещал: «Как мы когда-то не дали Вене и Москве диктовать нам условия, так не дадим и Брюсселю». Тогда же он назвал «расставание с МВФ» среди главных успехов работы его правительства.
Еще можно вспомнить недавние слова спикера парламента от правящей партии, согласно которым, как только МВФ появляется в стране, за ним тут следует экономическая и социальная катастрофа. Или всего недельной давности выступление премьера Орбана в London School of Economics, где он рассказал, что разрыв с МВФ «был рискованным, но правильным решением».
Теперь FIDESZ пытается оправдаться, что речь идет не о кредитах, а о некой страховке на случай непредвиденных обстоятельств (precautionary credit line). Ее цель – успокоить рынки и убедить рейтинговые агентства не снижать рейтинг венгерских гособлигаций.
В декабре Будапешт должен вернуть МВФ первую часть кредита, полученного в 2008 г., в размере 2 млрд евро, что, видимо, и заставило венгерское правительство стать более сговорчивым с «учреждением из трех букв» (так называет МВФ министр экономики Матольчи). Министерство экономики в своем докладе пояснило разворот в отношениях с МВФ так: «На этапе обновления самой главной целью было добиться независимости, чтобы обустроить Венгрию согласно венгерским интересам». А теперь пора переходить к экономическому росту, и здесь правительство вынуждено использовать все возможные источники.
На самом деле, новое сближение с МВФ говорит о том, что венгерское правительство признало, что объявленная им «неортодоксальная экономическая политика» провалилась, не решив ни одной из проблем экономики Венгрии. И теперь министрам придется перейти к классическим методам экономии. НДС будет повышен до невиданных 27%, плоскую шкалу подоходного налога сделают снова прогрессивной, вырастут акцизы на топливо.
При этом в области экономического роста тоже ничего хорошего не предвидится. В Будапеште ждут 1,5% в 2012 г., но в Брюсселе считают, что в лучшем случае это будет 0,5%, если вообще не минус. В то время как для Чехии прогнозируется 1%, а для Польши – вообще 3%.
Но, несмотря на все это, у премьера Орбана нет никаких причин переживать за свое успешной политическое будущее. Правящая в Венгрии FIDESZ по-прежнему существует в политическом вакууме. Все новые и новые проблемы в экономике никак не помогают росту популярности оппозиции: ни социалистов, ни крайне правых, ни даже зеленых.
Зато неуклонно растет число венгров, недовольных политикой вообще. Популярность Орбана сейчас находится в районе 38% – самый низкий показатель за все 20 лет его политической карьеры. Но у остальных венгерских политиков ситуация с рейтингом еще хуже. Орбан все равно остается самым популярным (вернее, наименее непопулярным) политиком в стране. Поэтому ничто не мешает правительству развернуть свой курс в ровно противоположную сторону, сменив «неортодоксальную освободительную войну» на классические меры экономии.