Фото: Екатерина Титова/Коммерсантъ

22 ноября Госдума приняла законопроект, предусматривающий уголовную ответственность за создание так называемых фирм-однодневок. Согласно ему, за образование юрлица через подставных лиц нарушителю будет грозить штраф в размере от 100 000 до 300 000 руб. или лишение свободы до трех лет. Изначально к этой теме было привлечено много внимания, в том числе – при поддержке первых лиц государства. Мне необходимость создания новой категории правонарушений кажется более чем сомнительной.

Во-первых, по каким критериям чиновники собираются определять, что фирма является «однодневкой» и изначально создавалась с преступным умыслом? Множество компаний разоряются на старте – это нормальный процесс в условиях работы на конкурентном рынке. В Америке, например, выживает лишь 10% новых предприятий. Тот факт, что фирма быстро обанкротилась или не смогла выполнить свои финансовые обязательства перед партнерами, вовсе не означает, что в этом состоял умысел ее создателей.

Во-вторых, бороться с фирмами, которые создаются для преступной деятельности, и привлекать к ответственности таких недобросовестных предпринимателей можно было и раньше. Например, если можно доказать, что новая компания создавалась для ухода от налогов, то полиции ничего не мешает наказать нарушителя и по действующему законодательству. Новый закон для этого не нужен.

В-третьих, фирмы-однодневки – лишь узкий сегмент возможных прикрытий. На рынке существует множество компаний, которые уже по факту не работают, но чьи документы можно купить. Достаточно залезть в интернет, и вам предложат множество так называемых фирм «с историей», которые существуют по 5-10 лет, и под определение фирм-однодневок не попадают. А значит, недобросовестные предприниматели легко найдут замену прежним схемам.

Зато может получиться так, что после принятия законопроекта об однодневках обвинить в фиктивной деятельности можно будет до 90% новых фирм. Особенно с учетом того, что грань между оптимизацией налогообложения и ухода от налогов очень тонкая. Любой бухгалтер стремится оптимизировать налоговое бремя фирмы, и в большинстве случаев это делается в рамках закона. Кроме того, могут появиться процедурные ограничения открытия новых фирм и усложнение этого процесса. В итоге замедлится их появление: предприниматели просто не захотят рисковать. Представляете, к каким негативным последствиям для сферы малого бизнеса это может привести?

На мой взгляд, правильнее было бы лечить не следствие, а причину появления фиктивных компаний. И работать в этом направлении, то есть совершенствовать налоговое законодательство. Тем более, в последние годы мы существенно продвинулись в этом направлении: сегодня налоги выгоднее платить, чем уходить от них. Надо дальше работать над тем, чтобы лазеек для ухода от налогов было все меньше. А не убивать предпринимательскую инициативу излишней бдительностью.