В новости о покупке Джеффом Безосом за $250 млн легендарной Washington Post сложно не уловить мрачную иронию. Благодаря интернету, основатель Amazon стал одним из богатейших людей планеты с состоянием $25 млрд. Благодаря интернету, доходы газеты, не так давно отправлявшей американских президентов в отставку с помощью пленочного диктофона и печатной машинки, падают последние семь лет. В результате на один из самых ярких журналистских брендов в мире Безос фактически тратит свои карманные деньги – не существенно больше, чем, допустим, на создание футуристичных часов в техасских горах, которые будут работать следующие десять миллениумов. Примерно так и работает жизнь, не правда ли?
На самом деле перед нами самая любопытная сделка за очень долгое время. Наверное, максимально скучный вывод, который можно сделать, – это свести дискуссию к обсуждению лоббистских потребностей Amazon в Вашингтоне. Интересы онлайн-ритейлера простираются от налоговых ставок до торговли с Китаем – это факт. Заработанные на битах миллиардерами Западного побережья деньги постепенно начинают конвертироваться в политическое влияние на Восточном побережье – это тоже факт. Но не стоит переживать за независимость журналистики: у Джеффа Безоса есть работа поважнее. А вот у истории есть значительно более интересный сюжет – один из самых одаренных бизнесменов и технологических визионеров современности приобретает один из самых трудных и запутавшихся в прошлом активов на свете.
Это не сюрприз – но у бумажных газет достаточно скверно складываются дела: рост доходов от интернет-рекламы драматически не успевает компенсировать падение доходов от печатной рекламы и, видимо, так никогда и не успеет. Эксперименты с платной подпиской работают с переменным успехом даже в случае New York Times. Генеральный директор The Washington Post Company Дональд Грэм – сын легендарной Кэтрин Грэм, крайне занятный человек и один из первых инвесторов Facebook – в трогательном прощальном письме к редакции пишет: «Мы пытались заниматься инновациями. И, на мой взгляд, довольно удачно – как с точки зрения качества, так и с точки зрения аудитории. Но доходы продолжали падать. В запасе у нас оставался единственный ход – резать издержки». В результате владельцы решили вырваться из замкнутого круга (сокращение расходов – неизбежное падение качества – потеря последнего конкурентного преимущества перед блогами и социальными сетями – падение аудитории – дальнейшее сокращение расходов) единственно возможным способом.
Джефф Безос – идеальный кандидат для владения современной газетой. Во-первых, он дьявольски богат. Во-вторых, свою бизнес-империю он построил на парадоксальной связке из маниакальной экономии и первоклассного клиентского обслуживания. Его сотрудники таскают в офис наждачную бумагу, так как в кабинетах вместо столов используются плохо обработанные доски. Это, на секундочку, человек, который лично приказал выкрутить из продающих газировку и шоколадки автоматов лампочки с целью сократить на несколько десятков тысяч долларов электрические счета гигантской корпорации. И при этом все, кто хотя бы раз сталкивались с сервисом Amazon, знают, что ничего качественней в природе не существует. Наконец – в споре между краткосрочной и долгосрочной выгодой Безос всегда предпочитает последнюю.
Инвесторы Amazon – святые люди. Выручка ритейлера исправно растет, но компания почти никогда не показывает прибыли. Что делают инвесторы Amazon в такой ситуации? Обычно они покупают себе еще немного акций: за последние пять лет цена на них выросла более чем на 400%. В конце каждого года Джефф Безос садится и самостоятельно пишет акционерам письмо, где вежливо благодарит их за терпение и рассказывает о превосходстве «long term thinking» над «short term thinking». И почему бы ему не верить? В конце концов, за двадцать лет этот парень умудрился превратить книжный интернет-магазин в компанию, которая торгует абсолютно всем – от холодильников до «облачных» вычислительных мощностей, от цифровой музыки до собственных планшетных компьютеров. По скорости открытия новых рынков с Amazon Джеффа Безоса сравнится только Apple Стива Джобса. Разве не зацикливаться на сиюминутный результат, а заниматься бесконечными инновациями, – это не то, что в данный момент больше всего требуется прессе?
Сейчас все охотно обсуждают возможные шаги Безоса по спасению бизнеса Washington Post. Хотя Amazon к сделке не имеет прямого отношения, все предсказуемо предвкушают некую комбинацию услуг двух компаний. Может быть, подписка на цифровую версию газеты будет идти бесплатно вместе с планшетами Kindle (логично)? Может быть, газету будут подсовывать в коробку с каждым доставленным из Amazon товаром (не очень логично)? Может быть, в будущем Post будет продаваться на гибких одноразовых экранах (было бы прикольно)? Может быть, умные алгоритмы Amazon будут советовать читателям издания нужные им товары? Может быть... В общем, вы ухватили идею.
Более подходящего человека для поиска принципиально новых путей спасения традиционной прессы сейчас сложно придумать. Если набора его качеств для этой задачи не хватит, то что тогда вообще поможет? Однажды предприниматели из Кремниевой долины пришли и изменили мир, попутно разрушив несколько индустрий. Возможно, настало время починить некоторые из них?