Принято считать, что программа и идеальное виденье страны, которое политики предлагают, не являются для россиян ключевым фактором в принятии решения, за какую партию голосовать, что в нынешней избирательной кампании куда большее значение для избирателей представляют соображения так называемого стратегического голосования, а причины выбора тех или иных партий зачастую не связаны с собственно идеологическим содержанием их программы.
Несмотря на это, соображения идеологического толка тоже оказывают достаточно значительное влияние на выбор. Идеологические установки россиян, ценности, которые определяют их социальное и гражданское поведение, никуда не исчезают, и в некоторой степени оказывают влияние на политические предпочтения.
Ценностные установки, в отличие от ситуативного политического выбора, подвержены не столь быстрым изменениям. Опрос, на который мы опираемся, был проведен ВЦИОМом в мае 2009 года, и с тех пор подобных исследований о связи идеологии и электорального поведения в России не проводилось. Этот опрос содержал два вопроса, позволяющих оценить идеологию респондента. Сначала, респонденту показывали список из 36 понятий, и предлагалось отметить те из них, которые вызывали в нем положительные чувства. Затем предлагался тот же список, но на этот раз респондент должен был отметить понятия, вызывающие отрицательные чувства. Факторный анализ позволил нам определить, какова композиция этих ценностей в голове среднего россиянина. 

Первый идеологический фактор – это отношение к основному экономическому вопросу: насколько государство должно обеспечивать равенство доходов граждан? Мы имеем как респондентов с левыми экономическими взглядами – положительно реагирующих на слова «социализм» и «коммунизм» и отрицательно реагирующих на «рынок» и «капитализм», так и с противоположными, правыми взглядами. В этом идеологические предпочтения россиян (если верить выборке) не слишком сильно отличаются от других стран: там тоже основным вопросом, разделяющем электорат, является экономика: что важней – равенство доходов или равенство возможностей? Второй идеологический фактор – это отношение к понятиям, определяющим права человека относительно государства. Здесь мы получаем парадоксальную картину. Было бы естественно предположить, что по этому признаку граждане разделятся на либералов и консерваторов. Либералы будут положительно относиться к таким словам, как «свобода», «либерализм», «демократия» и «права человека», и отрицательно – к таким, как «порядок», «стабильность» и «государство». Консерваторы будут иметь обратные предпочтения. Именно такая картина наблюдается при исследовании опросных данных в большинстве стран, включая США и Западную Европу; однако в России дела обстоят совершенно иначе. Россиянин, положительно относящийся к «свободе» и к «права человека», также будет положительно относиться и к «порядку», и к «государству», и к «стабильности», и отрицательно – к «власти», «оппозиции» и «либерализму». Возможно, это – следствие того, что многие политические вопросы просто не обсуждаются по телевидению и другим доступным СМИ. Многие слова теряют свой смысл: человек просто не имеет возможности понять, что «демократия» – это не власть людей, называющих себя демократами, а «либерализм» – не универсальное ругательство. Условно, российский электорат можно поделить на людей с высоким (или относительно высоким) уровнем заинтересованности в общественной и политической жизни, и на низко заинтересованных. Третий идеологический фактор – национальная идентичность. Условно, граждан можно поделить на патриотов – испытывающих положительное отношение к «нации», «русским», «патриотизму» и отрицательно относящихся к «Западу», и нейтрально относящихся ко всем этим понятием. Как ни странно, патриоты также склонны положительно относиться и к «нерусским». Это свидетельствует о том, что патриотизм и ксенофобия – отнюдь не равнозначные (а даже и во многом противоположные) вещи: положительные эмоции, испытуемые по отношению к собственной нации, вовсе не означают, что человек должен отрицательно относиться к иммигрантам и представителям «нерусских» народностей. «Запад», однако, является сильным раздражителем. Чем руководствуется российский избиратель, когда решает, за какую партию голосовать? Насколько идеология избирателя влияет на то, за кого он голосует? Анализ данных показывает, что самое сильное влияние на выбор избирателя оказывает его позиция по экономическому вопросу. Причем, в первую очередь, она влияет на его решение голосовать за КПРФ. Наши расчеты предсказывают, что 7,2% всех мужчин, имеющих среднее образование и доход и обладающих нейтральными экономическими взглядами, будут голосовать за КПРФ. Если же мы рассмотрим тех же мужчин – со средним образованием и средним доходом – но с левыми экономическими взглядами, то доля сторонников КПРФ из их числа вырастет до 15,8%.
Заинтересованность в общественной жизни почти не влияет на голос избирателя. Наконец, патриотизм гражданина в первую очередь влияет на явку. Если мы рассмотрим любую группу избирателей, то при увеличении патриотизма должен сократиться процент тех, кто вообще не собирается приходить на выборы. При этом новые голоса достанутся КПРФ и ЛДПР и в меньшей мере – «Единой России».