Все хорошо знают эту историю. В августе 2007 года казалось, что BlackBerry правит миром. Акции компании RIM, стоявшей в авангарде процесса превращения мобильных телефонов в смартфоны, продавались по цене $236 за штуку. За шесть месяцев до этого Apple презентовала iPhone, и, как мы теперь знаем, будущее не готовило RIM ничего хорошего. Пока руководители канадского гиганта будут отпускать смешные комментарии вроде «попробуйте печатать на iPhone – это настоящее испытание» и «физические клавиатуры – главный мобильный тренд года», Apple, а затем и Google за несколько лет сделают бизнес RIM бессмысленным. Спустя шесть лет, смену топ-менеджмента, один ребрендинг (теперь RIM называется BlackBerry), акции компании стоят около $10, сама она готова рассматривать предложения о покупке, а самой ценной ее частью считается патентное портфолио.

На днях выяснилось, что еще год назад в Кремниевой долине разработали схему спасения BlackBerry. Инвестор и предприниматель Робин Чан опубликовал презентацию под названием «Проект BBX», с которой он ходил по разнообразным фондам и пытался собрать денег на покупку производителя BlackBerry. Он нашел $1 млрд, нужно было – $6 млрд. Планам Чана не суждено было сбыться, но идеи у него были достаточно радикальные.

Он предлагал BlackBerry полностью отказаться от поддержки собственной операционной системы и, возможно, вовсе перестать производить смартфоны. Вместо этого компания должна была сосредоточиться на мобильном корпоративном программном обеспечении и различных экспертных услугах. Для этого следовало как можно быстрее выпустить соответствующие надстройки для смартфонов на iOS и Android, которые получат все традиционные сервисы BlackBerry. У Чана интересные аргументы.

Имидж BlackBerry сильно пострадал. Сейчас обычные люди воспринимает бренд исключительно как атрибут скучных белых воротничков, сидящих в серых офисных кьюбиклах. Зато BlackBerry до сих пор пользуется определенным уважением среди корпораций и государственных структур – они ценят скорость, безопасность и защищенность его сервисов.

Уже сейчас BlackBerry предлагает клиентам так называемый BlackBerry Enterprise Service – набор инструментов, позволяющих IT контролировать смартфоны своих сотрудников на iOS или Android. И это то направление, которое, как утверждает «Проект BBX», выгодно развивать. В последнем квартале на продажу гаджетов приходилось около 70% выручки компании в $3,1 млрд, на софт и сервисы – лишь около 30%. Зато в структуре прибыли картина принципиально иная: гаджеты – 40%, софт и сервисы – 60%.

Фактически BlackBerry можно было бы превратить в некое подобие IBM, но в мобильную эпоху. На рубеже веков IBM решила полностью сменить фокус. Компания продала свой компьютерный бизнес и сконцентрировалась на консалтинге и разнообразных технологических решениях для крупных корпораций. Эта стратегия оказалась чрезвычайно выигрышной.

Могла ли BlackBerry пройти похожим путем? В любом случае компания полностью проиграла битву Apple и Google, и дальнейшая конкуренция с ними на рынке мобильных платформ кажется абсолютно бесперспективной. Даже выход новой операционной системы не принес никаких результатов. В последнем квартале BlackBerry удалось продать меньше трех миллионов устройств с BB10. Samsung только в Китае продает смартфонов в пять раз больше. Но вопрос можно сформулировать иначе: не слишком ли уже поздно для «Проекта BBX»?

Бонус: душераздирающий график