Фото: Fotolia/PhotoXPress.ru

Гражданин Роман Недялков (ранее неоднократно судимый) вместе с группой профессиональных брокеров вывел из России за рубеж более 100 млрд рублей, нанеся ущерб бюджету страны на 15 млрд рублей. Гражданин зарабатывал на уходе от НДС. Об этом в понедельник, 28 ноября, сообщил центр общественных связей ФСБ. Если вина Недялкова будет доказана, это станет крупнейшей махинацией 2011 года.

По данным ФСБ, подозреваемые в незаконном выводе денег юридические лица были профессиональными участниками российского фондового рынка: имели лицензии на брокерскую и депозитарную деятельность. Названия компаний не разглашаются. Для вывода средств за рубеж использовались возможности «отраслеобразующих банков, бирж, а также брокерских и депозитарных компаний».

Как сообщает РИА «Новости», на счета фирм-однодневок, принадлежащих подозреваемым, поступали денежные средства за товар либо услуги с включенным НДС. Далее деньги переводились на счета инвестиционных компаний по договорам брокерского обслуживания (деньги, перечисленные подобным образом, не облагаются НДС) на покупку ценных бумаг. Инвестиционные компании, чтобы придать сделкам видимость законных, перечисляли деньги на биржу, где на них приобретались акции крупных российских компаний. Далее по договорам купли-продажи ценные бумаги поступали в адрес подконтрольных офшорных фирм. Последние снова продавали их на бирже, а вырученных денежные средства направляли на счета прибалтийских банков.

«Федеральная служба по финансовым рынкам ввела запреты на совершение операций с ценными бумагами по счетам, использовавшимся для вывода денежных средств коммерческими структурами, владельцем которых и является Недялков. Общая сумма составила 3,2 миллиарда рублей», – сообщает ГУМВД. Дело возбуждено по части 2 статьи 172 УК РФ (незаконная банковская деятельность). Максимальное наказание по этой части статьи – семь лет заключения. В настоящее время Недялкову предъявлено обвинение и избрана мера пресечения в виде домашнего ареста.

Официальные комментаторы и эксперты разошлись во мнениях относительно новизны и распространенности незаконного вывода денег через брокерские счета. Так, начальник пресс-службы ГУЭБ МВД Андрей Пилипчук сказал, что схема с биржей впервые используется для вывода средств. Возможно, такой случай в практике МВД это и впервые, но не у ФСФР. В начале прошлого года регулятор завел на своем сайте раздел с перечнем компаний, в отношении которых введены ограничения на проведение операций. Тогда в службе сообщали, что они подозреваются в отмывании средств с использованием инструментов фондового рынка.
Крупнейшей компанией, в отношении которой ФСФР вводила подобные ограничения, стал брокерский дом «Гленик», его лицензия была аннулирована в мае 2010 года. Компанией владели депутат Госдумы Кира Лукьянова и ее муж Андрей Шмаков, имевшие тягу к гигантомании: два года назад они провели допэмиссию брокера на 150 млрд руб. Компания стала крупнейшей по капитализации и одно время входила в двадцатку крупнейших операторов по оборотам с акциями на ММВБ. Арбитражный суд Москвы два месяца назад доначислил материнской компании налогов на сумму 43 млрд руб. В отношении Шмакова возбуждено уголовное дело, его подозревают в незаконном выводе денег за рубеж. 

Опрошенные Slon руководители брокерских компаний в ответ на вопрос о распространенности подобных схем с использованием брокерских счетов выражали недоумение. Удивлялись, каким образом могут работать схемы с неуплатой НДС при выводе средств через брокерский счет. Терялись в догадках, как можно вывести в таких объемах ценные бумаги с российской компании в офшор. Тем не менее, эксперты, связанные с надзором на финансовых рынках, признают, что проблема существует.

Бывший председатель Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг Игорь Костиков:

«Данная проблема остро стоит на всем мировом рынке. На сегодняшний день на мировой рынок приходит по $1,5 трлн в год. Это деньги не идентифицированных владельцев. Понятно, что эти деньги проходят из офшоров, налоговых гаваней и т. д.

Главным условием решения проблемы является введение обязательного персонального идентификационного кода для каждого участника финансового рынка, чтобы всегда можно было определить от чьего имени происходит операция. Необходимо решить вопрос со всеми налоговыми гаванями и офшорами. Для России принципиальны две – Кипр и Латвия, через которые подобные операции происходили и продолжают происходить. Я совсем не против, чтобы у нас были договоры о предотвращении двойного налогообложения, но я предлагаю, чтобы они применялись только в том случае, когда участники делового оборота предоставляют полную информацию о себе. Только так мы сможем решить проблему».