В июле Алексей Улановский, доцент факультета психологии Высшей школы экономики, прочитал в парке имени Горького публичную лекцию «Жизненные сценарии, работа, карьера: как не потерять себя в эпоху изменений?» Речь шла о неопределенности в нашей жизни, быстротечности изменений и о том, как мы можем развивать карьеру в сегодняшнем мире. Slon приводит сокращенную версию выступления.

Слово «карьера» донельзя заезженное. Однако сейчас отношение к самому понятию трансформируется: представления о карьере как о чем-то внешнем, поверхностном (карьерная лестница) сменяются пониманием того, что карьера – это и внутренний, субъективный процесс. Это модель, по которой мы выстраиваем нашу жизнь.

Многие классические теории достаточно сильно устарели.

Они базировались на допущении статичности индивидуальных черт человека и стабильности работы на протяжении всей его жизни. Ведь, к примеру, цель тестов на профессиональную ориентацию – узнать, какая профессия нам больше подходит. Предполагается, что у нас есть некий набор устойчивых качеств, определяющих склонность к тому или иному роду занятий. Другое представление, постепенно отходящее в прошлое, связано с тем, что человек непременно окажется на какой-то стабильной работе. И третий постулат: карьера – это набор обязательных последовательных шагов. Исследования последних десятилетий показали, что на самом деле карьерные и профессиональные интересы – гораздо более изменчивая вещь, чем было принято считать. Они трансформируются достаточно быстро. Есть еще один фактор, его мы часто игнорируем: это глобальные изменения в специфике работы во многих сферах, произошедшие за последние годы.

Минус структура, плюс вариативность

Изменилась степень структурированности жизни, в прежние времена она была гораздо выше. Государство очень активно участвовало в этом, определяя жесткую сетку, ориентировавшую человека в том, когда и что ему нужно делать. Жизненные сценарии были упорядочены через последовательность и установленное время смены социальных ролей.

Весь XX век продолжались попытки максимально типологизировать жизнь человека. Дэниел Левинсон, занимавшийся изучением карьерного развития, выделил два фазы, которые все мы проходим в течении жизни: фаза жизненной структуры и фаза жизненного перехода. При помощи лонгитюдного исследования Левинсон стремился создать периодизацию жизни взрослого человека. В его классификации 17 лет – 22 года – фаза перехода: человек входит в жизнь, начинает изучать ее. 22 года – 28 лет – фаза стабильности, создания семьи, достижений. 40–45 лет – снова фаза перехода, когда возникает кризис, рождаются новые вопросы.

И если это действительно работало 50 лет назад, то сейчас вряд ли кто-то согласится, что с 22 до 28 он проходит стадию стабильности, когда все процессы установлены, структурированы.

Тенденция последних десятилетий такова, что стадий перехода становится все больше и больше. И эти переходы случаются в свои сроки у каждого человека, все очень индивидуально. В 1970-е годы происходит трансформация идей того, как можно жить, где работать, глобальное изменение представлений о профессии и карьере. Это связано с появлением целого ряда направлений в философии, изменивших мышление западных людей, того же постмодернизма, например. Они достаточно сильно повлияли на отношение к жизни общества в целом. Десятилетия возрастающей стандартизации сменились прекращением регуляции, разбалансировкой жизненных путей и расширением плюрализма. Идея плюрализма сейчас очень актуальна: мы признаем, что есть масса вариантов, множество способов жить.

Все временно

Одна из тенденций – индивидуализация, то есть делание своей жизни все менее типичной, менее стандартизованной. За последние два десятилетия изменилась структура: жизнь стала менее предсказуемой, стабильной, упорядоченной. В карьерной сфере в том числе, потому что компании стараются привлекать временных сотрудников и ориентироваться на работу, а не на исполнителя как на единицу.

Компания больше заинтересована не в тебе как в специалисте, а в конкретном проекте, который ты можешь реализовать.

Все ощутимее в Европе и Америке растет занятость в секторе временных рабочих мест. А если человек меняет работу каждые два года, как мы можем говорить о профессиональном выборе на всю жизнь? Само понятие профессионального выбора раз и навсегда превращается в бессмыслицу, потому что мы меняем работу очень часто, можем иметь работу и хобби, увлекающее нас куда сильнее.

И еще одна новая тенденция заключается в том, что вступление во взрослые роли стало гораздо более вариативным. Сейчас даже модно жить иначе, чем, например, 50 лет назад, например, жизнь в одиночку, без семьи, входит в норму, начинает восприниматься как один из социально приемлемых вариантов выбора.

Портфолио-карьера и карьера калейдоскопическая

Чем жизнь структурированнее, тем ниже уровень тревожности. Западные методологи называют социум, где мы живем, рисковым обществом. Снижается число узнаваемых и предсказуемых карьерных путей, все сложнее становится сформулировать ожидания и планы на собственное будущее. Знания по огромному количеству направлений, получаемые нами в ходе обучения, устаревают в течение нескольких лет. В связи с этим говорят о зарождении нового типа карьеры и нового типа отношения к работе: изменчивая карьера, портфолио-карьера (диверсификация деятельности, один человек занимается разными вещами, работая в нескольких сферах). Такой тип занятости набирает обороты.

Существует также концепция калейдоскопической карьеры. Карьера в ней представляет собой постоянную смену видов деятельности, поэтому и возникает аналогия с калейдоскопом, в котором все постоянно меняется.

Довольно ощутимое количество людей выбирает в качестве собственных ценностей для определения в профессии свободу и рост. Я выбираю профессию, потому что чувствую себя там более свободным. Я чувствую, что расту как личность, расту как профессионал. Все больше значение приобретает то, как я себя чувствую на работе, насколько мне она нравится.

Успешные люди

Сегодня таковыми можно назвать тех, кто любит свою работу и опирается в ее выполнении на собственные сильные стороны. Что такое сильные стороны? Это наши качества, способности, позволяющие добиваться хороших результатов. Мы чувствуем прилив сил, реализуя потенциал, а высокая эффективность работы приносит удовлетворение.

Важная составляющая успешности – чувствовать, что ты являешься частью будущего своей организации, видеть перспективу и понимать, что твоя работа – ее неотъемлемая составляющая.

Любить свою работу – это счастье, но что нужно для этого?

  1. Понимать, в чем ваши сильные стороны.
  2. Находить компании, в которые вы способны верить.
  3. Найти коллег, которые будут вас поддерживать.
  4. Выбирать достойного доверия лидера, чей энтузиазм заражает вас.

Циклы – это похоже на правду

Современное представление о карьере нелинейно. Циклическая модель имеет глубинные корни в культуре, религии, философии, это идея циклов, сменяющих друг друга, причем процесс бесконечен, после структурной фазы всякий раз наступает фаза перехода.

Суть линейной модели в том, что для того чтобы стать профессионалом, нужно встать на первую ступень и дальше последовательно подниматься по карьерной лестнице. Это также и представление, согласно которому ты не можешь прыгнуть на третью ступень, не миновав вторую, а новое необходимо строить на том, что было сделано в прошлом.

Однако сейчас множество людей выбирает профессию и спокойно работает, не имея никакой теоретической базы и опыта. Идея фундаментальности и основательности уходит в прошлое, молодые люди смело бросают старую работу и находят новую. Успех или неудача в линейной модели – ключевая оппозиция. В циклической модели обновление и рост происходят на протяжении всей жизни, учиться придется всегда.