«Меньше значит больше», гласит центральный принцип эстетики модернизма. Но так ли это на самом деле? В эпоху, когда нас постоянно принуждают делать «больше меньшими средствами», можем ли мы по-прежнему окружать романтическим ореолом минималистские амбиции? По мнению Пьера-Витторио Аурели, возвращение «элегантности аскетизма» – это искажение того, что могло бы быть на самом деле очень содержательным образом жизни. Прослеживая зарождение и подъем аскетической традиции в раннем христианстве и ее институционализацию в средневековых монастырях, Аурели анализирует, как монашеская келья – важнейшая составляющая отшельнической жизни – становится основой для института частной собственности. С этого момента, утверждает он, все пошло наперекосяк. В эпоху позднего капитализма аскеза приобретает яркую эстетическую окраску: она проявляется в монастырях по образу магазинов Calvin Klein, в полумонашеском образе жизни Стива Джобса, в ауре строгости и минимализма, исходящей от продукции Apple. Тем не менее, посреди всего этого лицемерия все еще есть возможность вернуться к идее достаточности малого – сделать первый шаг на пути к тому, чтобы проживать жизнь осознанно.
«Радикальные альтернативы: достаточно малого»
Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Проект «Republic» либо касается деятельности иностранного агента Проект «Republic»
Из-за новых требований российского законодательства нам приходится удалять некоторые комментарии — для безопасности участников дискуссии и сотрудников Republic.
Загрузка комментариев
Загрузка...