В гуманитарном центре «Пунктум» говорили о Гарри Поттере: Алексей Яковлев прочитал лекцию «Гарри Поттер: история создания и причины популярности». История о мальчике завоевала планету, общий тираж книг составляет сегодня 400 миллионов экземпляров, они переведены более чем на 60 языков. В чем же причина популярности этой серии? Slon приводит сокращенный вариант лекции в той ее части, где речь идет о причинах популярности.

Сейчас самое время подумать на эту тему: поттериана закончилась, хотя недавно Джоан Роулинг обмолвилась, что, возможно, выйдет еще одна часть (буквально вчера стало известно, что Роулинг напишет сценарий фильма о событиях, происходивших за 70 лет до рождения Гарри. – Slon), но в целом история о том периоде, когда Гарри учился в школе, завершена. Седьмой по счету роман о Гарри Поттере Джоан Роулинг начала писать в неблагополучной эдинбургской квартире, где наркоманы били ей стекла, а закончила в роскошном отеле Balmoral. На одной из украшающих его статуй есть надпись о том, что именно здесь была дописана поттериана.

Где же кроется секрет популярности «Гарри Поттера»? Почему детская сказка наделала столько шума? Версии разные: одни склонны упрощать, говоря, что успех истории обеспечил удачный маркетинг, кто-то считает, что книга попала в струю: эра инфантилизации, когда все хотят окунуться в детство, волшебный мир, закономерным образом подогревает интерес к сказочным сюжетам. Кто-то полагает, что все дело в положительных рецензиях, кто-то – что сработало сарафанное радио: родители, которым понравилась книга, стали передавать эту историю по цепочке, и другим тоже захотелось ее прочитать. Это важный момент: «Гарри Поттер» действительно нравится взрослым, и когда выходили новые серии, многие стеснялись читать их в метро, в электричках. Как же, вроде бы взрослые люди, а с детской книжкой в руках! Но это огромный козырь Джоан Роулинг: видимо, «Поттер» затрагивает проблемы, актуальные не только в пространстве детей, детства, но и во взрослом мире.

Можно выделить несколько групп причин популярности поттерианы.

Первая группа, как мне кажется, именно литературная. Дело в том, что история о Гарри Поттере, сам текст романа, гармонично вписана в литературную традицию Европы, в частности Англии. То есть у романа очень серьезные литературные корни, он опирается на различные романные жанры и миксует их.

Это готично!

И один из таких жанров – это готический роман, явление второй половины XVIII века – первой четверти XIX века, до двадцатых годов. Самый известный образец жанра – «Франкенштейн» Мэри Шелли. Готический роман был бешено популярен, книги выходили огромными по тем временам тиражами, ими зачитывалась вся Европа. Писали, кстати, в этом жанре в основном женщины, обратите внимание.

Готический роман – это книга тайн и ужасов. Заканчивалась эпоха Просвещения, у людей проснулся интерес к чувственному миру, рацио же перестает их привлекать. Это изменение вектора находит отражение в эстетике. В моду входят, например, английские парки – в противовес французским. Представьте себе подстриженные кусты, из деревьев можно делать какие-то фигуры. И вот этот французский парковый ландшафтный дизайн уже кажется слишком скучным, людям теперь нравятся какие-то заросшие аллеи, пруды, не очень ухоженные деревья. Возникает интерес к Средневековью: начинают собирать монеты, украшать дома рыцарскими доспехами. В романе «Гарри Поттер», в его мире мы найдем очень много черт именно готического романа, этого антуража, этого возвращения к Средневековью.

Авторы готических романов стали называть свои произведения romance, до них использовалось название novel. Romance переводится на русский язык по-разному: роман, романс, романтика, рыцарский средневековый роман. Здесь тоже очевидна симпатия к Средневековью. Авторов готических романов было очень много, но в историю литературы вошли единицы, одна из них – Анна Рэдклифф. Средневековый антураж в ее произведениях очень явственен, я приведу цитату из романа Рэдклифф, чтобы было понятно. Некое место описывается как «фантасмагорическое нагромождение утесов, высоких и острых, как церковные шпили, глубокие расселины и хаос камней».

Перейдем к Гарри Поттеру и попробуем найти в книге черты столь популярного готического романа. С чего начинается поттериана? Мы узнаем, что существует мир волшебников, живущих бок о бок с обычными людьми. В их мире действуют собственные законы, и все это – тайна. Помните, мы говорили, что готический роман – роман тайн и ужасов? И когда Гарри узнает о существовании мира волшебников и встречается с Хагридом, который забирает его у дяди и тети, Гарри спрашивает, чем занимается министерство магии. Хагрид отвечает, что основной задачей министерства является сохранение мира волшебников в тайне, и тайна проходит через все романы.

Из первой книги мы узнаем, что Дурсли – нормальная семья, и ни с какими странными вещами она дела не имеет. В школе Хогвартс учится много полукровок или грязнокровок, как их называют борцы за чистую кровь, они родились в семьях обычных людей, не волшебников, например, родители Гермионы Грейнджер – дантисты. Гарри Поттер, живя у Дурсли, мечтает, что в его жизни что-то изменится. Он ждет некоего таинственного родственника, который приедет и заберет его из этого ада. И самое удивительное, что через одну книгу, в «Гарри Поттер и узник Аскабана», таинственный родственник находится – это Сириус Блэк. Блэк тоже попадает в мир волшебников с огромной тайной: все думают, что он убийца, злодей, он сбежал из тюрьмы Аскабан, но в итоге мы узнаем, что он – крестный Гарри, он не предавал его семью, Волан-де-Морт убил родителей Гарри не по его вине. Тайна раскрыта.
Что же касается категории ужасного, то воплощение этого ужаса – самый главный отрицательный герой, Том Рэддл, впоследствии – Волан-де-Морт, и, что интересно, его имя тоже хранится в тайне. Он «тот, кого нельзя называть». В первой книге зло остается по ту сторону действия романа, мы знаем лишь, что когда Волан-де-Морт был у власти, это были темные времена, погибали волшебники, погибли родители Гарри Поттера, поэтому он и отвечает за категорию «самый главный ужас, какой только может быть».

В готическом романе обязательно должен присутствовать некий замок, обязательно на скале, в горах. Хогвартс, конечно, абсолютное воплощение антуража Средневековья. Роулинг пишет, что на вершине высокой скалы стоял гигантский замок с башнями и бойницами, его огромные окна отражали свет усыпавших небо звезд. Что же находится внутри Хогвартса? Коридор в нем замковый, каменный, более того, действие романа происходит в девяностые годы XX века, но поскольку мы в мире фэнтези, который при этом очень связан с готическими романами, освещение – только от факелов, никакого электричества не может быть. В замке есть разные магические элементы, например говорящие картины, которые ходят друг к другу в гости, с ними даже можно посылать сообщения. В кабинете Дамблдора висят портреты бывших директоров школ, и при надобности он может послать портрет министерству магии и передавать через них сообщения.
Тема портрета также связана с готическим романом: естественно, в замке должны быть портреты предков! Есть в Хогвартсе и темные подземелья, где можно блуждать и заблудиться. Подземелья обнаруживаются и в волшебном банке Гринготтс, где в первой части Гарри и узнает, что родители оставили ему большие средства и он очень состоятельный человек. Но самое интересное, что там происходит – Хагрид забирает оттуда философский камень, спрятанный в подземелье. Кроме того, когда камень забирают, его прячут в Хогвартсе, и тоже в подземелье. Помимо того что мир волшебников окутан тайной, скрыта еще одна глобальная тайна вокруг философского камня, эта тайна двигает весь сюжет, неслучайно он вынесен даже в название первой книги. В готический антураж вписывается и черное озеро, и запретный лес, где живут кентавры и, самое жуткое, бродит Волан-де-Морт. Он пьет кровь единорога, что считается страшным грехом в мире волшебников.

Байронические герои Роулинг

Теперь мы немного поговорим о героях романа Гарри Поттера. Кто такой романтический или байронический герой? Это, как правило, отшельник, сирота. Тип этот окончательно выкристаллизовался в поэзии Байрона, но формировался он в литературе раньше, именно в готическом романе. Обычно он растет в чуждой ему среде и даже потом, найдя «своих», чувствует себя среди них одиноким. Ученые даже выделили черты внешности такого героя: обычно это черные волосы и яркие пылающие глаза; герой куда-то едет, где-то сражается, непонятно где умирает, как сам Байрон, который погиб в Греции.

В «Гарри Потере» Волан-де-Морт – классический романтический герой, хоть он и главное воплощение зла в романе. Он сирота, родился полукровкой, его отец не был волшебником, он рос в приюте, но, самое удивительное, попав в мир, казалось бы, близкий ему, в школу Хогвартс, он все равно не чувствует себя полноценным членом этого общества. Даже став темным магом, он не ощущает себя частью этого мира и никому не доверяет. Он творит ужасные, но при этом и великие дела.

Это связано как раз с архитектурой готики: красотой, вызывающей шок и трепет. В его делах нет красоты, но есть величие, размах. Это не убийца в подворотне, вонзающий нож в спину, нет, это гений, но злой гений.

Не только Волан-де-Морт, но и сам Гарри Поттер – типичный романтический герой. У него черные волосы, яркие изумрудные глаза, он тоже сирота, растет в чуждой среде, но когда он попадает в мир волшебников, все равно остается одиночкой, во всех проблемах он дистанцируется от своих друзей – даже в борьбе с главным злом. 

«Гарри Поттер» имеет черты не только готического романа, но и черты романа воспитания. В начале повествуя о приключениях 11-летнего мальчика, роман заканчивается, когда главному герою уже исполняется 18. Мы видим, как он растет, развивается, сталкивается с проблемами. Самое трудное время для Гарри наступает, когда гибнет Дамблдор, его учитель и наставник. Кажется, весь мир рушится, но это некий обряд инициации, когда человек становится взрослым: поддержки больше нет, ведь Дамблдор был единственным, кого боялся Волан-де-Морт, равный ему по силе.

Фашисты, геи, толерантность

Теперь мы переходим ко второй группе причин, обеспечивающих популярность Гарри Поттера. Как мне видится, это исторические аналогии и исторические проблемы, которые косвенно осветила Роулинг. Самое глобальное событие XX века – это Вторая мировая война. Достаточно зайти в книжный магазин: на стенде исторической литературы больше всего будет книг о войне, правда, в большинстве это будут тайны и загадки Третьего рейха, но ведь загадки и тайны всегда возбуждают интерес читателей.
Когда Гарри едет в «Хогвартс-экспрессе», он съедает шоколадную заколдованную лягушку, в которой лежат вкладыши с информацией о волшебниках. Гарри попадается аннотация о Дамблдоре. Гарри узнает, что Дамблдор – кавалер ордена Мэриона первой степени, и одно из его достижений заключается в том, что он победил Гриндевальда – самого темного, сильного волшебника до прихода Волан-де-Морта – в 1945 году. Другой даты просто не могло быть. Пожиратели смерти в «Гарри Поттере» – аллюзия на национал-социалистов и даже итальянских фашистов, потому что фашисты Муссолини ходили в черных рубашках.

Это прямая аналогия с фашистскими национал-социалистическими партиями, группировками. Как у любой такой организации, у них есть особые знаки. В фильме «Гарри Поттер» мы отчетливо видим у Драко Малфоя черную метку – как тут не провести параллель со свастикой!

Еще один мотив, о котором стоит сказать, и речь снова пойдет о право-радикальной организации, это, конечно, ку-клукс-клан. Помните, они носили колпаки белого цвета? У Пожирателей смерти есть похожие колпаки, только черные.

Еще одна группа причин, обеспечивающих актуальность книги и фильма – проблем толерантности в современном обществе, сосуществования. Роулинг ее затрагивает.

Альбус Дамблдор – средоточие всего положительного в мире, абсолютное добро, казалось бы. Но в седьмой книге, когда Гарри остается один на один с Волан-де-Мортом, он начинает узнавать неприятные факты о Дамблдоре. Например, когда-то он был заражен идеей чистой крови, хотел вместе с Гриндевальдом захватить власть. Получается, что и у Альбуса Дамблдора были обычные человеческие слабости, и это очень сильно ранит Гарри, он чувствует себя потерянным. Уже после завершения работы над поттерианой Роулинг в одном из интервью сказала, что ей кажется, что Дамблдор был гомосексуалом.

Однако важно не это, а именно деятельность доброго старца, его отношение к героям романа. Он никого не отталкивает, он в каком-то смысле воплощение божественного. В романе он провидец. Главная идея Дамблдора – всепоглощающая любовь, он говорит Гарри, что любовь всегда сильнее любой магии. Вот и объяснение того, как главному герою удалось выжить в схватке с Волан-де-Мортом: мать Гарри защитила его своей любовью.

Как мне кажется, гармоничное сочетание разных литературных жанров, затрагивание исторических событий, демонстрация тех проблем, которые стоят перед современным обществом сейчас, обеспечивают эту популярность, эти 400 миллионов экземпляров, перевод романов более чем на 60 языков.