По состоянию на 00:45 московского времени 5 декабря меня интересует только один вопрос: почему посчитали честно? Честно – это, конечно, понятие условное. Понятно, что единодушного голосования в дагестанских аулах, находящихся в дальних экспедициях подлодках, больницах для умалишенных и т.д. никто не отменял. И факты всевозможных вбросов и каруселей неоднократно и документально зафиксированы (в том числе, на видео). И вообще – как ни крути, но побеждает на выборах «Единая Россия». Но согласитесь, что еще вчера мы ожидали увидеть у ЕР процентов 65, а, скажем, для «Справедливой России» само попадание в Думу считалось бы большой удачей. И в общем не факт, что к утру карета не превратится в тыкву, но пока 49% ЕР по стране и 30% с копейками в лояльных дальневосточных регионах выглядят внезапным торжеством честности и порядочности. Итак, почему?

Версия конспирологическая

Медведева специально назначили заниматься выборами, чтобы по результатам кампании (предсказуемо провальным) сообщить действующему президенту, что задание провалено, ранее принятые договоренности не считаются действительными, следующая его карьерная ступень – пост посла в Зимбабве, а премьером будет условный Зубков-Фрадков-Слюньков-Воротников (без всяких закидонов с айпэдами, твиттер-правительствами и прочего «Камеди Клаба»).
Версия интересная, но, как и всякий тезис о расколе внутри тандема, совершенно лишенная практических доказательств.

Версия рукопожатная

Гражданское общество, наконец, взяло судьбу страны в свои руки, записалось наблюдателями и разоблачило вопиющие факты вбросов и выбросов, запостив все выявленные нарушения в твиттер и фейсбук, в связи с чем фальсификация результатов стала технически невозможной.
Как пел когда-то лидер группы «Аквариум», скорее всего, это – правда, но лишь отчасти. Боюсь, что повлиять на подсчет результатов активность т.н. гражданского общества никак не могла, но беспартийных наблюдателей на участках действительно было беспрецедентно много, обмениваться информацией о нарушениях было как никогда легко, а интерес к этой информации был невероятно велик (особенно, если вспомнить установившийся несколько месяцев назад в либеральных кругах консенсус, что это «фарсовые», «бессмысленные», «ничего не решающие» выборы). И это как минимум сильно попортило нервы ответственным за подсчет – о чем говорит хотя бы истерика вокруг ассоциации «Голос»

Версия жизненная

Считали так же, как всегда, но если на входе мы имеем ничтожных размеров мышь, раздуть ее в 65-процентного слона (извините, коллеги) технически невозможно. Ну, то есть, реальные результаты ЕР таковы, что тандему впору хвататься за голову и принимать, так сказать, асимметричные меры. Насколько правдива эта версия, мы узнаем в самое ближайшее время по наличию (или отсутствию) этих самых асимметричных мер.

Версия информационно-аналитическая
(и не исключающая предыдущих трех)

Соцопросы, еще неделю назад дававшие «Единой России» минимум 55%, не учитывали людей, к тому моменту не определившихся с выбором или вовсе не собиравшихся голосовать. И, кажется, именно в последние недели (если не дни) недовольство – ходом ли предвыборной кампании, ситуацией в стране в целом или реальными и конкретными физиономиями, которые смотрят с плакатов «Единой России» – достигло некоторой критической отметки, и заставило инертный электорат «оторвать жопу от стула» (с) и проголосовать «за любую партию, кроме «партии жуликов и воров» (с). Когда Максим Кононенко пишет, что «Единую Россию» в интернете травят, в каком-то смысле он прав: для людей, которые узнают новости не из программы «Время», направленная против «Единая России» информационная волна достигла такой интенсивности, что усидеть на месте было просто невозможно.
Что все это значит – как говорится, покажет время. Я бы даже сказал, ближайшие часы: вполне возможно, что к утру, когда вы будете читать этот текст, «Единая Россия» уже будет уверенно набирать давно ожидавшиеся 65%, и тогда начнется совсем другая аналитика.