Фото: Reuters

Экономисты и аналитики в растерянности из-за состоявшихся выборов в Госдуму. Они единодушны в том, что в краткосрочной перспективе их итоги не отразятся на котировках и курсе рубля. Но вот среднесрочные перспективы российской экономики и пресловутая политическая стабильность для них под вопросом. Slon отобрал несколько экспертных комментариев, тезисы которых способны вселить неуверенность в инвесторов.

Fitch Ratings, старший директор Марк Браун, управляющий директор Эд Паркер:
Результаты выборов не повлияют на суверенный рейтинг России, хотя и свидетельствуют о повышении политического риска. Политическая неопределенность усилилась, о чем свидетельствуют снижение популярности Путина и Медведева, а также неодобрительная реакция публики при появлении Путина и представителей «ЕдРа». Поддержка путинской партии снизилась из-за обеспокоенности коррупцией, разочарование населения управлением политической системы растет. Дальнейшие пути развития политической системы ввиду утери популярности «ЕдРом» неясны. Возможны ответные шаги руководства страны в виде популистского повышения бюджетных расходов. 

Standard & Poor's, аналитики Кай Штукенброк и Тревор Кулинан:
Преемственность политики сохранится, и Путин будет следующим президентом, однако его политическая реакция на итоги выборов в Госдуму на данном этапе электорального цикла непредсказуема. У правительства после выборов стало меньше пространства для маневра, могут быть трудности с проведением радикальных реформ, если оно захочет их делать. Результаты выборов уменьшат желание руководства страны проводить болезненную пенсионную реформу, да и наличие политической воли для этого вызывает сомнение. Негативным сигналом в этом плане была октябрьская отставка сторонника реформ, главы Минфина Алексея Кудрина. Препятствия, тормозящие развитие российской экономики, стали сильнее: это касается условий ведения бизнеса, слабой внутренней конкуренции и неудовлетворительной производственной инфраструктуры. Россия перестала быть нетто-кредитором, и поэтому исправить ухудшившийся баланс в 2012 году не удастся. 

ING, экономист по России и Казахстану Дмитрий Полевой :
«ЕдРо» сдает. Пока у него есть возможность иметь конституционное большинство в коалиции со «Справедливой Россией». Тем не менее, слабые результаты на выборах могут усилить бюджетный популизм в преддверии президентской кампании. 

«Альфа-Банк», главный экономист Наталия Орлова:
«Единая Россия» получила всего 49,7% голосов, и ее популярность снизилась еще больше, чем ожидалось. Значительное снижение ее поддержки отражает всеобщее недовольство слабой институциональной средой, то есть неэффективной судебной системой, высоким административным давлением, и т.д. при замедлении экономического роста. Мы не считаем, что результат КПРФ (19,2%) является признаком ностальгии по советским временам, скорее – свидетельством протестного голосования в отсутствие других законных способов выразить эту точку зрения. 

«Ренессанс капитал», экономист по России Иван Чакаров, глобальный экономист Чарльз Робертсон:
В целом поддержка «Единой России», по-видимому, сократилась на четверть. Можно ожидать сильного давления по сохранению или даже увеличению социальных расходов, которое противостоит целям консолидации бюджетной политики. В целом более низкая, нежели прогнозировалось ранее, поддержка «Единой России» создает определенную политическую неуверенность. Вопрос в том, как на снижение поддержки «Единой России» отреагирует Путин? Вопреки некоторым предположениям, мы считаем, что результаты выборов могут способствовать проведению «Единой Россией» более благоприятного к реформам курса. Однако поддержание хороших показателей долговой нагрузки потребует сокращения социальных расходов и пенсий в среднесрочной перспективе, что является политически сложным. 

«Тройка Диалог», главный экономист Евгений Гавриленков:
Думские выборы завершились с ожидаемыми результатами, которые практически совпали с данными опросов «Левада-центра». Некоторые оппозиционные партии и независимые наблюдатели сообщали о случаях фальсификации. Однако тот факт, что результаты оказались очень близки к прогнозам, говорит о том, что если такие случаи и были, то сильного влияния на окончательный результат они не оказали. Ожидания большинства инвесторов оправдались, поэтому итоги выборов едва ли существенно повлияют на торги на московских биржах, а также на курс рубля. Сейчас ситуация на российском рынке будет определяться, главным образом, европейскими новостями. 

«Дойче Банк», главный экономист Ярослав Лисоволик:
Увеличение поддержки оппозиционных партий, скорее всего, отражает рост протестного голосования среди населения. Но в целом увеличение доли голосов, набранных КПРФ и «Справедливой Россией», может также свидетельствовать о левом дрейфе в электоральных предпочтениях населения вследствие экономического спада, произошедшего со времени предыдущих выборов. Нельзя исключить, что «полевевший» законодательный орган окажется более склонным к популистским мерам в бюджетной политике, что усугубит риски повышения расходов в среднесрочной перспективе. 

UBS, экономист по России и СНГ Белла Рабинович:
Как и ожидалось, «Единая Россия» получила большинство голосов, но результат оказался выше показателей недавно проведенного ВЦИОМ опроса общественного мнения. Согласно этому опросу, «Единую Россию» поддерживали 41% избирателей, КПРФ – 10%, ЛДПР – 9% и «Справедливую Россию» – 8%. Владимир Путин больше не выглядит неуязвимым перед лицом беспрецедентной демонстрации общественного недовольства. Есть сомнения в том, что один из самых влиятельных сторонников реформ – Дмитрий Медведев – окажется в кресле премьер-министра. 

RBS, глава исследований на развивающихся рынках Тим Эш:
Россия нуждается в большей экономии, чтобы ограничить последствия долгового кризиса еврозоны, но Путин, сосредоточенный на президентских выборах в марте, может начать усиленно накачивать электорат деньгами. Резкое увеличение расходов на бюджетников и социальные выплаты может стать причиной большого «похмелья после выборов», так как цена, при которой балансируется бюджет, увеличится. Так что Медведев, которому обещано кресло премьер-министра, может стать «козлом отпущения» за неудачу на выборах. Возможно также, это позволит Путину назначить вместо него премьер-министром бывшего главу Минфина Алексея Кудрина. 

IHS Global Insight, аналитик Лилит Геворкян:
Медведев потерял политический престиж после капитуляции, отдав свой шанс на второй президентский срок Путину, заплатив эту цену за его доверие. Теперь Путину, скорее всего, придется держать при себе Медведева до конца и назначить его премьер-министром по возвращении в Кремль. Но вряд ли Медведев пробудет долго в должности премьер-министра.

Citigroup, начальник валютно-финансового департамента «Ситибанка» Денис Коршилов:
Торги рублем в настоящее время зависят от европейских событий, тем не менее, незначительное негативное влияние на рубль выборы оказали. Уровень неопределенности стал несколько выше после всех дискуссий о фальсификации и усилившихся протестных настроений. Возможно, это и вызвало свежий отток капитала, о котором заявил министр финансов Антон Силуанов (свыше $85 млрд по итогам года). 

East Capital, главный экономист Маркус Сведберг:
Выборы в России оказались большим сюрпризом, так как они были в некоторой степени «списаны со счета» еще несколько месяцев назад: «Единая Россия» в любом случае должна была быть в состоянии продолжать править. Однако результаты выборов показали, что избиратели испытывают все большее нетерпение и разочарование по отношению к правящей элите.