Император Акихито и императрица Микино. Фото: REUTERS/Kim Kyung-Hoon

Первый курс, лекция по конституционному праву в Токио. Профессор Тадано: – Господа, кто, согласно конституции, является главой государства в Японии? Несмелый голос: – Император? – Нет, неправильно. Главы государства у нас, вообще-то, нет совсем. А кто, согласно конституции и равным ей по статусу конституционным законам, является самым бесправным человеком в Японии? Несмелый голос: – Император? – Совершенно верно. После этого я официально расхотел стать императором Японии. Но кто-то, судя по всему, все равно очень хочет. Кроме шуток, принц Акисино, второй сын нынешнего императора Акихито и второй человек в «очереди» на «Хризантемный трон», высказался в пользу неслыханной инициативы: установить «пенсионный возраст» для императоров Японии. Мол, «посидел, устал – передай другому». Всем же хочется. Повод вполне очевиден: нынешний император недавно был выписан из больницы, где он восстанавливал подорванное пневмонией здоровье. В результате затяжного больничного Его Императорское Величество в течение нескольких недель не мог исполнять свои обязанности. Но, даже учитывая этот факт, предложение, мягко говоря, странное. Мне лично неизвестны примеры стран, где существует подобная норма. Пожилой монарх на троне – отнюдь не редкость, со всеми возможными неудобствами. История знает множество примеров, когда монарх не мог исполнять свои обязанности: в силу почтенного возраста или, напротив, малолетства. На эти случаи придуман институт регентов. Недавняя история Японии знает такой случай: дед нынешнего правителя, император Тайсё (1913–1926), был подвержен психическому заболеванию, и в последние годы его правления обязанности императора исполнял его сын, будущий император Хирохито. Отречение от трона также не было редкостью, хоть и не практиковалось после Реставрации Мэйдзи в XIX веке. В чем же проблема? Зачем нужен возрастной потолок? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться, кто же эти люди – императоры Японии. БЕСПРАВНЫЕ ПОТОМКИ БОГОВ Официальная история на нашем архипелаге, да будет известно миру, начинается в 660 году до нашей эры с основания государства императором Дзимму. Раньше всяких Периклов с Фемистоклами. Этот день, 11 февраля, до сих пор отмечается в Японии как государственный праздник, День основания государства. Император Дзимму был, помимо иных его достоинств, потомком солнечной богини Аматэрасу в пятом поколении и правнуком бога моря Рюдзина. Всякий историк, у которого в голове осталось хоть немного шариков, уже на этом основании справедливо умозаключит, что никакого императора Дзимму в помине не было, и будет прав. Документированная история японской императорской фамилии начинается ну никак не раньше IV века нашей эры. Впрочем, это никогда не мешало считать, что императорская династия – самая древняя непрерывно правящая династия в мире. Исторически император являлся главой государства с абсолютной властью и верховным жрецом религии синто. Однако в XII веке императоры эту власть потеряли (ее забрало военное сословие – самураи) и остались со своими жреческими обязанностями и символическими полномочиями. Самураи вертели и крутили потомками богов как им хотелось. Положение поменялось в 1868 году с так называемой Реставрацией Мэйдзи, в результате которой император вернул себе всю полноту власти. Его положение «священной и неприкосновенной фигуры» было закреплено конституцией 1890 года. Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что Япония имперского периода лишь очень условно может называться конституционной монархией. Скорее абсолютной, но с конституцией: император единолично командовал вооруженными силами, формировал верхнюю палату парламента, обладал широкими законодательными и исполнительными полномочиями, а кабинет министров был подотчетен лишь ему и назначался им лично. Закончилось это известно чем: поражением в войне и американской оккупацией. Перед американцами встала дилемма: что делать с императором Хирохито и самим институтом императорской власти? Судить товарища и упразднить пост или не трогать? Ключевым фактором в решении стала советская угроза: генерал Макартур справедливо решил, что полный демонтаж всего консервативного даст слишком много влияния в обществе левым, с последующей советизацией Японии. Американцы хотели опереться на императорскую фамилию в установлении контроля над Японией. В итоге, по политическим резонам ни один из членов императорской фамилии не был отдан под суд за военные преступления, а Хирохито остался на троне. В обмен император был вынужден отречься от божественного происхождения и всей реальной власти. Согласно статьям 6 и 7 действующей Конституции Японии император является символом государства и единства нации и не обладает никакими полномочиями в области государственной политики. Английская версия «Википедии» все же называет императора главой государства, но это ошибка. По крайней мере, большинство японских специалистов по конституционному праву (среди них Нобуёси Асибэ, крупнейший эксперт в этом вопросе) резко против такой трактовки. Такого термина в японском законодательстве нет вообще (де-юре), а правовой статус императора не позволяет утверждать это и де факто – по сравнению с другими конституционными монархами мира император Японии подчеркнуто лишен всех властных полномочий. Более того, император поражен в ряде других прав: он не может участвовать в выборах (ни как избиратель, ни как кандидат), высказываться по политическим вопросам, жениться по своему усмотрению, владеть имуществом и получать его без одобрения парламента, а также передавать его лично по наследству. Император, таким образом, – самый бесправный гражданин Японии. Сама конституция начинается, по сути, абсолютно республиканской преамбулой. При живом монархе. Никаких полномочий, ограниченные права и сплошные обязанности. Император в Японии – такой же неодушевленный символ, как флаг, герб и гимн. Из-за чего весь сыр-бор? ОТ НЕНАВИСТИ К БЕЗРАЗЛИЧИЮ Когда я приехал в Японию, меня очень удивило одно обстоятельство: безразличие, если не враждебность, многих японцев к символам государства. Особенно к гимну, который исполняют редко, и при этом не все встают. Я спросил одного из своих преподавателей об этом. Он ответил примерно так: – Я родился сразу после войны. Мои родители назвали меня Кадзуаки, потому что первый иероглиф в этом имени означает «мир». Все очень хотели мира, а следы войны по-прежнему были вокруг нас. Мы все знали, кто виноват в этом. И ты хочешь, чтобы я вставал под гимн, прославляющий этого человека? За последние 150 лет в Японии сменилось... четыре императора. Нынешний – четвертый. В переводе на российские реалии это все равно, как если бы в России сейчас царствовал правнук Александра II – Алексей Николаевич Романов, сын Николая II. Самой долгой была эпоха Сёва – 63-летнее правление императора Хирохито. В Японии действует система летоисчисления по именам царствующих монархов, и в документах необходимо указывать год рождения именно по этой системе. Получается, что и моя бабушка, и мои родители, и я – все мы родились в эпоху Сёва. Эти 63 года принесли Японии милитаристский угар, войну, поражение в войне и разруху, но также – послевоенный рывок вперед и благополучие. Все при одном человеке. Послевоенное отношение к фигуре императора в Японии было неразрывно связано с императором Хирохито. Большинство людей, переживших войну, относились и относятся к нему и к институту императорской власти исключительно плохо. Те, кто войны не видел, а видел послевоенное развитие – более нейтрально. Но для этого поколения император больше не был потомком богов, главой государства и вообще сколь-либо значимой общественной фигурой. На смену ненависти пришли нарастающее безразличие и вопросы «а зачем нам этот чемодан без ручки». В конституционных монархиях Европы правители, так или иначе, имеют некий сакральный статус – хотя бы как дань традиции. Некоторые из них (как король Испании) сыграли решающую роль в новейшей истории страны и до сих пор остаются авторитетными общественными фигурами. Среди них нет династий, запятнавших себя чем-либо столь сомнительным, как японский милитаризм.

Принц Акисино и принцесса Кико с детьми: сыном принцем Хисахито и дочерьми – принцессами Како (слева) и Мако. Фото: REUTERS

Японский император без империи – фигура совершенно несамостоятельная и потому лишенная хоть какой-то конструктивной функции. Вместо единства нации – раскол на тех, кто терпеть не может, и тех, кому «до лампочки». Последнее крупное событие, обсуждавшееся в связи с императорской фамилией, – всплывшие в прессе сведения, что внучка императора, Принцесса Аико, не ходит в школу из-за того, что над ней там издеваются другие дети. Говорит о многом, не правда ли? В остальном пресса хранит в отношении императорской семье негласный обет уважительного невмешательства. Они говорят на старинном и трудном языке, не имеют права иметь мнение ни по одному важному вопросу и вообще гораздо менее публичны, чем другие королевские семьи. Они оторваны от общества. К тому же, люди (и императоры, с тех пор как они стали людьми) в Японии живут долго. Нынешнему Наследному Принцу – 51 год. Если его отец проживет столько же, сколько его предшественник, наследник взойдет на престол в 62 года. Это не тот возраст, когда институту можно придать новое значение, динамизм и популярность. Может, и правда – дорогу молодым? Пока молодые. И пока не упразднили это дело совсем. Ради экономии бюджета.