Фото: techrnd.com
Nokia собирается избавиться от Vertu: финская компания находится на ранней стадии подготовки к продаже своей 100% luxury-дочки. И вряд ли это должно удивлять.
Дело тут даже не столько в том, что в последнее время (по косвенным данным, ведь Vertu не публикует финансовые отчеты) продажи золоченых мобильников упали. В конце концов, вроде бы, в целом, Vertu остается прибыльным предприятием. Дело, скорее, в том, что сама идея этой марки вряд ли соответствует новому имиджу, который пытается создать себе финский гигант и становится скорее непрофильным активом.
Vertu идеологически из тех времен, когда мобильный телефон был безусловным предметом роскоши и преуспевания, само наличие «трубы» многое говорило о достатке человека. Статусный символ – так отчего бы не покрыть его платиной и бриллиантами? Однако, прогресс идет вперед. Вещи становятся дешевле и доступнее – это касается не только электроники, тот же путь, в свое время, к примеру, проделала автоиндустрия. Если в 90-е покупка мобильника была серьезной инвестицией и аппаратом планировали пользоваться долго, то сегодня это совершенно не так. Два, от силы три года – вот и весь срок службы современного мобильника. Затем он морально устаревает, даже если физически еще крепок и полон сил.
Так и превратился роскошный мобильник Vertu в воплощение абсолютного китча. Победы дороговизны и украшательства над здравым смыслом. Даже богатеи не украшают предметы коротко живущие, утилитарные (вроде зубных щеток или, скажем, записных книжек) бриллиантами и платиной. Кроме, конечно, эксцентричных нуворишей, которые только-только заработали свои первые миллионы, и потому желают видеть все кругом исключительно дорогим и эксклюзивным. Нет смысла покрывать каменьями вещь, срок жизни которой – максимум три года. Публика, которая все еще берет такой товар, – очень специфическая и ассоциироваться с ней технологической компании вряд ли хочется.
Тем более, теперь iPhone проторил путь смартфонам на самый верх социальной лестницы, и появляться с такого рода аппаратами даже на самой престижной тусовке вовсе не стыдно. Несмотря на мифы, распространяемые как раз продавцами предметов вроде телефонов Vertu (мол, богатый функционал успешному человеку не нужен, у них для этого есть секретарь, консьерж и дворецкий), богатым людям тоже нравится играть в Angry Birds, снимать своим телефоном видео и смотреть по нему же последние новости. И даже если у них нет на это времени – им хочется хотя бы иметь такую возможность, тем более, что даже с точки зрения статуса ситуация, когда это может проделать аппарат любого студента, а твой – нет, смотрится дико.
Вот и остался Vertu и подобные ему аппараты уделом живущих по-восточному широко арабских шейхов, старорежимных, вымирающих как класс, русских бизнесменов образца 90-х, ну и конечно же их длинноногих подруг, которые обожают дорогие подарки, не важно, осмыслены они или нет (что характерно, техноблог Engadget озаглавил новость о грядущей продаже следующим образом: Nokia reportedly looking to sell Vertu, Russian oligarchs reportedly upset – «Говорят, Nokia хочет продать Vertu, русские олигархи, говорят, расстроены»). Нужен ли обновляющейся, устремленной в будущее Nokia продукт, вызывающий подобные ассоциации? Пожалуй, нет. И вряд ли он нужен любой другой технологической компании. Скорее всего, Vertu купит какой-нибудь модный дом – им приходится работать с любой публикой, не привыкать.