Фото Сергей Петров/ИТАР-ТАСС

«Нет газа, кроме как от «Газпрома», и Алексей Миллер – глава его», – такая формула постепенно устаревает. «Новатэк» собирается увеличивать свою долю и на внутреннем рынке, и даже начать поставлять свой газ на внешние рынки. Сейчас законом статусом эксклюзивного экспортера наделен «Газпром». Крупнейший независимый производитель газа России презентовал свою стратегию до 2020 года.
Председатель правления «Новатэка» Леонид Михельсон утверждает, что договоренность с «Газпромом» об экспорте возможна, особенно если удастся приобрести сбытовые активы за рубежом. Не зря же в уставном капитале «Новатэка» «сидит» совладелец нефтетрейдера Gunvor Геннадий Тимченко. В «Тройке Диалог» вспоминают, что компания стремится получить долю в германской газораспределительной VNG. Потому, говорят аналитики, «экспорт газа «Новатэком» – вопрос времени, а не того, сможет ли «Новатэк» вообще получить некое подобие экспортного канала». В «ВТБ Капитал» по итогам конференц-колла отметили, что компания говорит об этом вопросе очень туманно. Но если «Новатэк» действительно договорится об экспорте своего газа, то это взорвет его котировки (хотя компания уже стоит почти как «Лукойл»).
«Новатэк» презентовал очень агрессивные планы по добыче как газа, так и нефти и конденсата. Впрочем, бурный рост возможен только во второй половине десятилетия и произойдет, только если компания реализует проекты «Ямал СПГ» и на Гыданском полуострове. 

«Тройка Диалог»: Добыча «дешевого газа» будет расти высокими темпами все ближайшие четыре года, а затем стабилизируется, приблизительно до 2018 года. «Уралсиб»: Мы по-прежнему сомневаемся в экономической целесообразности осуществления двух последних проектов [«Ямал СПГ» и Гыданский полуостров], хотя «Новатэк», по-видимому, рассчитывает на крупные государственные инвестиции в строительство портовой и транспортной инфраструктуры.

 

Продажи «Новатэка» в России в натуральном выражении должны более чем удвоиться к 2020 году.

«ВТБ Капитал»: Мы считаем эти планы очень амбициозными и труднодостижимыми, особенно если внутренний спрос на газ не будут расти такими темпами.

 

А вот так распределятся капитальные затраты «Новатэка» по проектам. В скором времени Юрхаровское месторождение в Западной Сибири перестанет быть ключевым активом компании. Масштаб вложений поражает (хоть он и меньше инвестиционной программы «Газпрома» на год). 

«ВТБ Капитал»: На вопрос о возможном увеличении дивидендов, Михельсон ответил, что компания должна расти. Так что, несмотря на постоянное увеличение выплат акционерам, в расчете на дивиденды в «Новатэк» лучше не инвестировать. С двухпроцентной дивидендной доходностью он не может конкурировать даже с «Газпромом», «Лукойлом» и «Газпром нефтью», не говоря уже о ТНК-ВР и «Башнефти».

Самое важное: «Новатэк» опубликовал свои планы по проекту «Ямал СПГ» стоимостью $18–20 млрд (и это – если государство оплатит создание транспортной инфраструктуры, в том числе строительство портов и танкеров). 

«Тройка Диалог»: «Новатэк» заявил, что ищет новых партнеров (в дополнение к Total, которой принадлежит 20% в СП), отдавая приоритет расширению возможностей сбыта СПГ. Это соответствует нашему пониманию основных рисков, связанных с реализацией проекта, по-прежнему планируемого к вводу в эксплуатацию в конце 2016 года… Очень важно, что у «Новатэка» будет 51%-ная доля в проекте, но он внесет только 15% в уставный капитал СП в размере $3 млрд и обеспечит лишь 27% из $6–7 млрд прямых кредитов от акционеров проекта. Остальное покроет проектное финансирование. Иными словами, компания получит 51% проекта, но профинансирует только 23% всех капвложений от участников проекта, а ее прямой денежный вклад в проект ограничится $2,2 млрд. Это гораздо более выгодные условия, чем мы ожидали. «ВТБ Капитал»: Завод «Ямал СПГ», как ожидается, будет запущен в 2016 году (сроки, которые мы считаем слишком агрессивными).