Муниципальный промежуточный народный суд Шэньчжэня в Китае отклонил два иска компании Apple, обвинившей китайского производителя мониторов ProviewTechnology в нарушении ее прав на торговую марку iPad. Параллельно китайская компания подала ответные жалобы в суд и требует от Apple компенсацию в размере 10 млрд юаней (около $1,5 млрд) за нарушение закона о товарных знаках. Дело в том, что еще в 2000 году Proview Technology зарегистрировала торговую марку «iPAD» в Тайване, а через год – в Китае. А продажи одноименного планшетного компьютера Apple стартовали лишь в ноябре 2010 года. 

Торговая марка «iPad», как и другие глобальные бренды с простой конструкцией, всегда подвергалась особому риску. Законодательства разных стран по-своему регулируют права на товарные знаки, и юристы корпораций работают в режиме постоянной боевой готовности: когда, где и от кого всплывет очередной иск от небольшой локальной компании, зарегистрировавшей свой «Гугл», «Пэйпэл» или «Амазон» еще в приснопамятные 90-е, просчитать невозможно. С огромным китайским рынком, где торговые знаки можно регистрировать в отдельных провинциях, проблем вообще не оберешься.
Документ о регистрации торговой марки IPAD. Фото: wantchinatimes.com

История ProviewTechnology показательна. Глобальное «покрытие» своего бренда Apple, казалось бы, обеспечила, когда выкупила право на использование товарного знака iPad у японской компании Fujitsu, которая использовала его с 2003 г. для обозначения считывателя штрих-кодов. В 2009 году тайваньская «дочка» Proview Technology продала права на бренд iPad британской компании IP Applications, которая спустя год перепродала эти права Apple. Но право на «iPad» в «большом» Китае все равно осталось у головного офиса компании. Почему юристы Apple обратили внимание на этот факт только сейчас, можно только гадать. Так или иначе, маховик запущен, и теперь у Apple два варианта: либо отбиваться от Proview Technology с неочевидным результатом (факт есть факт: товарный знак зарегистрирован китайской компанией на местном рынке раньше – у судов следующих инстанций мало оснований для поддержки американской корпорации), либо договориться с производителем мониторов и просто выкупить у него право на бренд. Второй вариант наиболее вероятен. Скорее всего, Proview Technology с радостью пойдет на уступки: как сообщает местная газета Southern Metropolis Daily, у компании в последнее время серьезные финансовые трудности.

Борьба за iPad в Шэньчжэне в очередной раз обнажила важную юридическую коллизию, которая особенно актуальна именно для хайтек-компаний. В последнее время именно в хайтеке чаще, чем где-либо, бренды становятся именем нарицательным. Как сообщает Southern Metropolis Daily, одним из аргументов юристов Proview Technology был именно зыбкий статус бренда iPad на китайском рынке. Aйпэдом китайцы все чаще называют любые планшеты любых производителей. Купить айпэд Samsung, айпэд Sowill или айпэд Apple – такой вопрос занимает китайский средний класс. Заодно, конечно, копируются и сами планшетники (самый вызывающий случай – планшет ePad стоимостью $190), но на это в Apple уже даже не обращают внимания. 

Как уже не раз говорилось, компания стала заложником своей популярности. Не будь iPad культовым, у юристов корпорации были бы шансы защитить в суде торговую марку Теперь же ей приходится доказывать, что она не хочет лишить потребителей в Китае права называть новый класс устройств так, как им это удобно. 

Показательно, что Proview Technology торговую марку «iPAD» на рынке не использует – устройства под таким названием в ее ассортименте просто нет. Любой другой суд при таких обстоятельствах встал бы на сторону владельца торгового знака, который развивает на его основе реальный продукт, инвестирует в маркетинговое продвижение бренда и сделал его популярным в глобальном масштабе. Маркетинговые обременения – вообще один из самых весомых доводов в таких судебных спорах, а у Apple они доказуемо гигантские. Но у Муниципального суда Шэньчжэня свой, локальный, взгляд на положение вещей. Apple все-таки предстоит в какой-то момент раскошелиться на несколько сотен миллионов. Небольшому производителю мониторов повезло: любовь китайского среднего класса к продукции Apple дала ему шанс на выживание.