Как-то раз на интервью с основателем сети «Связной» Максимом Ноготковым я спросил: «Были ли у вас в бизнес-практике случаи, когда приходилось нарушать принятые в обществе правила или переступать через свои, внутренние?» Ноготков отвел вгляд, задумался и молчал пару минут, а потом сказал: «Да не было такого. Нет у меня правил. Только УК РФ». Основателю «Связного» легко, но он – исключение. Вся жизнь менеджера или предпринимателя состоит из правил: «двадцать процентов клиентов делают восемьдесят процентов продаж», «соблюдай дресс-код», «не желай жены ближнего твоего... ни вола его, ни осла его» ну и так далее. И конечно, эти правила иногда нарушаются – по собственному желанию или по воле обстоятельств.

Нарушая правила, бизнесмен всегда рискует: риск может обернуться как крахом и позором, так и успешной сделкой или карьерным взлетом. В рамках проекта «Против правил» Slon собирает истории о том, как менеджеры и предприниматели из самых разных компаний и сфер бизнеса попирали правила, и чем это заканчивалось.

Директор по развитию рекламного агентства Out Of The Box Артем Кашехлебов признался Slon, что в студенчестве обвел вокруг пальца целую команду менеджеров «Северстали». Довольными остались и обманщики, и обманутые.
Десять лет назад директор по развитию Out Of The Box Артем Кашехлебов вместе с партнером основали дизайн-бюро Olevarty. Они знали друг друга с детского сада и вместе учились в Московской госакадемии приборостроения и информатики. Студенты сняли комнату площадью 15 кв. м в бизнес-центре на Новослободской и принялись за мелкие заказы вроде сайта мини-футбольного клуба.
Через несколько месяцев игры в бизнесменов студенты где-то услышали, что дочерняя компания «Северстали» (какая именно, Кашехлебов не называет из этических соображений) объявляет тендер на редизайн сайта. Бюджет у компании был всего $1000. По тем временам сумма значительная, но для крупных игроков вроде «Студии Лебедева» неинтересная. Так что Кашехлебов решил поучаствовать в конкурсе, хотя ни на что особо не рассчитывал.
Студент отправил на конкурс свой эскиз, и, к его удивлению, работа вышла в шорт-лист. Следующим этапом была встреча в Москве с представителями заказчика. Партнеры оглядели свой офис – каморку с двумя компьютерами, и им стало очевидно, что просто так в финале им не победить.
Кашехлебов не отчаялся. Он обежал других арендаторов на своем этаже, которые были такими же мелкими предпринимателями, как он сам, и тоже снимали маленькие комнатки. Кто-то занимался бухгалтерским обслуживанием, кто-то тоже делал сайты. Со всеми были приятельские отношения, и студенты попросили коллег улыбаться и кивать всем, кто войдет к ним в офис сопровождении Кашехлебова, а лишних разговоров с этими посетителями не вести.
Через несколько дней приехала делегация из «дочки» корпорации «Северсталь». Студенты встретили пятерых солидных мужчин в костюмах, которые приехали из Череповца, где «Северсталь» и находится. «Серьезные дядьки, – вспоминает Кашехлебов, – про деньги, про дело». «Дядек» пригласили в кабинет, он же офис компании Olivarty, и показали им портфолио.
Тут надо сказать, что клиентов у Olevarty было совсем немного, и студенты, в основном, тренировались – работали в стол. Но эти наработки Кашехлебов преподносил так, будто они были уже выполненными заказами. Дядьки молча и одобрительно кивали. Но самое интересное в презентации дизайн-бюро началось дальше. Следующим этапом было знакомство с офисом.
«Сколько у вас программистов?» – спрашивали делегаты из Череповца. «Человек пять», – врали молодые дизайнеры. «Дядьки» кивали и спрашивали: «Весь этаж занимает компания?» Дизайнеры продолжали игру: «Ну не весь, но половину точно». После чего, менеджерам «дочки» «Северстали» показали и бухгалтерию, и юристов, и много кого еще. В каждом кабинете люди приветствовали гостей и улыбались.
В результате Olevarty выиграла тендер. Студенты сделали редизайн сайта. Заказчики остались довольны. Точнее, они были удовлетворены: в таких структурах, как «Северсталь», нет таких понятий, как «доволен» или «не доволен». Есть процедуры, которые должны проводиться хорошо и в срок. Так и вышло с новым дизайном сайта. Он всех устроил, продержался полтора года, а потом «дочка» «Северстали» вновь объявила тендер, потому что дизайн нужно обновлять.
Вот Кашехлебов остался довольным по-настоящему. После того как в портфолио Olevarty появилась «дочка» крупной корпорации, его маленький бизнес, может быть, и не взлетел, но некоторое время процветал. Студентам доверили делать сайты мебельная фабрика «Столплит», дистрибутор презервативов Sico и еще несколько компаний федерального масштаба. Считать ли Кашехлебова обманщиком? Сам он комментирует это так: «Никто никого не подвел – все получили, что хотели».