Александр Абрамов. Фото ИТАР-ТАСС/ Максим Шеметов
Британская Financial Times сегодня, 13 декабря, привела высказывание Александра Абрамова, основателя и владельца 24% акций Evraz Group – одного из лидеров российской отрасли черной металлургии. Миллиардер назвал слияние с другим игроком рынка, «Северсталью», «хорошей идеей». Больше ничего, но такое признание из уст сталелитейного короля дорогого стоит. С 2006 года слухи о скором объединении двух компаний возникали с завидной регулярностью, но все, что до сих пор можно было услышать и с той, и с другой стороны: «объединение не планируется».
Почему же рынок так упорно придерживался иной точки зрения? Дело в том, что бизнес двух компаний идеально дополняет друг друга. При сравнительно равных масштабах бизнеса (в 2010 году Evraz и «Северсталь» находились на 18-й и 21-й позиции в мировом рейтинге производителей стали), они специализируются на разных видах стальной продукции. Компания Александра Абрамовича занимается строительной арматурой и стальными трубами для нефти и газа. А «Северсталь» сильна в листовом прокате, который она продает производителям бытовой техники и автомобилей. Обе компании работают в США, но Evraz сосредоточился на производстве стали из переработанного лома, а «Северсталь» – из железной руды. Вместе они смогут производить более 31 млн тонн стали в год. Вот, что по этому поводу думают аналитики.
«Тройка Диалог»:
Идея консолидации может отвечать интересам основных акционеров Evraz Group (Романа Абрамовича, Александра Абрамова и Александра Фролова), которые могут стремиться монетизировать свои доли в компании по привлекательной цене и, в конечном счете, выйти из состава акционеров. В России наиболее реалистичный объект консолидации – «Северсталь», учитывая ее глобальные амбиции и отличный баланс. Для «Северстали» эта сделка не может представлять большого интереса: нынешняя бизнес-модель компании отличается последовательностью и разумностью (включает в себя низкозатратное сталелитейное подразделение, специализирующееся на производстве продукции с высокой добавленной стоимостью, и целиком интегрированные железорудное и угледобывающее подразделения). Консолидация как внутренних, так и зарубежных активов Evraz Group не будет способствовать повышению фундаментальной стоимости «Северстали». Более того, у объединенной компании окажется внушительный объем задолженности из-за долговых обязательств Evraz Group. Теоретически «Северсталь» может рассматривать возможность мегасделок такого масштаба, как, например, обсуждавшаяся в 2006 году консолидация с Arcelor, однако вряд ли объектом рассмотрения может стать Evraz Group: вероятнее всего, в первую очередь «Северсталь» обратит внимание на ведущие мировые сталелитейные предприятия. Evraz, в свою очередь, будет пока продолжать распределять все избыточные денежные средства в виде дивидендов.
«ВТБ Капитал»:
Определенные шаги, возможно, уже делаются: обе компании последние полгода были вовлечены в ряд масштабных корпоративных действий. «Северсталь» собирается выводить за свои пределы золотодобывающий бизнес, а Evraz пытается продать «Распадскую» (тем самым сократив свой долг – Slon) и совсем недавно получил новый листинг в Лондоне (что позволило FTSE Group 7 декабря включить Evraz Plc в состав индекса FTSE 100 – Slon). Мегаслияние этих двух крупнейших компаний России много раз обсуждалась в прошлом и в самых различных комбинациям. И мы считаем, что у такого объединения есть смысл. Производства Evraz и «Северстали» примерно равны по объему, хотя специализация на листовом прокате позволяет «Северстали» больше зарабатывать с тонны стали. В то же время из этого сочетания может появиться компания с наиболее полным в России ассортиментом продукции. Что касается высокой долговой нагрузки, то более мощный денежный поток объединенной компании позволит с легкостью ее обслуживать. Так что в целом мы считаем, что такая сделка была бы воспринята положительно. Хотя на данном этапе еще сложно оценить степень ее вероятности.