Фото: REUTERS/Shannon Stapleton

15 декабря США официально заявили о полном выводе своих войск из Ирака. Сейчас в стране остается еще 4000 американских военных, но и они будут выведены в ближайшие дни, до начала 2012 г. Так что девятилетнюю войну в Ираке теперь можно считать завершенной.

Эта война дорого обошлась США. За 9 лет было потрачено около $1 трлн. Были и людские потери: погибло 4487 американских военных, еще 32 500 были ранены. 317 человек потеряли американские союзники, в основном Великобритания – 179 человек. Сколько потеряли наемники из многочисленных частных военных компаний – точных данных нет. Впрочем, есть данные о гражданских потерях в Ираке, которые у американцев составляют 933 человека, у британцев – 30. Судя по всему, значительная часть потерь в этом списке приходится как раз на частных наемников.

Американцы заявляют о своем уходе из Ирака не в первый раз, нынешний, как и прошлогодний, тоже не будет совсем окончательным. Еще до вывода американского контингента из Ирака там находились около 5000 бойцов частных военных компаний. Судя по всему, сейчас их численность увеличилась минимум в два раза. Они охраняют дипломатов и бизнесменов, контролируют объекты инфраструктуры, главным образом нефтедобывающей.

Останутся в Ираке и многочисленные работники дипломатических структур США. Конечно, сомнительно, что их будет 20 000 и тем более 60 000, как об этом пишет арабоязычная пресса, но внушительный аппарат американских спецслужб вместе в войсками вряд ли уедет.

Впрочем, небольшой американский военный контингент в Ираке все же останется. По разным данным, от 160 до 200 американских морпехов будут охранять дипломатические миссии США, а еще 700 инструкторов должны обучить иракских военнослужащих обращаться с военной техникой из США, включая недавно закупленные танки Abrams и самолеты F-16.

Хотя многие представители Республиканской партии США раскритиковали Обаму за слишком поспешный вывод войск, который будто бы угрожает американским интересам в регионе, никакой катастрофы для Вашингтона и повторения вьетнамского сценария ждать не стоит.

В Вашингтоне отчетливо видят, что Иран отнюдь не скрывает своих далеко идущих интересов в Ираке, особенно в южной его части, где проживает основная часть иракских шиитов. И кроме недвусмысленных «иракских» предупреждений в его адрес, которые не устают делать представители американского руководства, у США остаются очень серьезные рычаги влияния на ситуацию. Неслучайно министр обороны США Панетта указал, что сдерживать иранские амбиции будут 40 000 американских военнослужащих, расквартированных в арабских странах Персидского залива: Кувейте, Бахрейне, Саудовской Аравии и др.
Фото: REUTERS/Shannon Stapleton

Сейчас большинство американских военных отводят в Кувейт, откуда часть из них отправится на родину, а другие останутся здесь. На всякий случай, чтобы в любой момент, если в Ираке произойдет новое обострение, быстро туда вернуться.

Оставлять без присмотра иракскую армию, которую американские источники уже не раз оценивали как «деморализованную и находящуюся на грани распада», никто не будет. Несмотря на огромную численность иракских силовиков (всего 806 600 человек), их боеспособность, как и степень лояльности нынешним властям, явно оставляет желать лучшего. По мнению начальника генштаба Ирака генерала Зибари, потребуется еще много лет, прежде чем иракская армия сможет защитить свою страну «без помощи зарубежных партнеров». Генерал считает, что это можно будет достичь не ранее 2020 г.

Иракские власти планировали вывести армейские части к концу 2011 года из основных городов и передать ответственность за безопасность в них полиции. Но это вряд ли произойдет: в МВД Ирака считают, что местные полицейские еще не готовы противостоять террористам.

А специальный генеральный инспектор США по реконструкции Ирака и вовсе назвал программу подготовки иракской полиции «бездонной воронкой», в которую уходят огромные деньги. Например, в 2011 г. всего 12% выделенных средств были израсходованы непосредственно на подготовку иракских полицейских. Всего же США в 2003–2010 гг. выделили на эти цели $8 млрд. 

Главную опасность американским интересам в Ираке представляет та обстановка разрухи, которую оставили уходящие солдаты США. По иракским источникам, в стране сейчас 5–6 миллионов вдов и сирот. Даже по официальным американским данным с весны 2003 г. в Ираке погибло 60 000 мирных жителей. По другим данным, количество жертв может превышать 200 000 человек. Миллионы стали беженцами.

По меньшей мере, 68% иракцев испытывают недостаток в питьевой воде. Электричество в большинстве районов подается всего несколько часов в сутки. 70% больниц не имеет необходимого оборудования. В стране, которая славилась своим аграрным сектором, фактически исчезло сельское хозяйство, что вызвало серьезные перебои с продовольствием. Около 40% трудоспособного населения являются безработными. Даже американские эксперты признают, что нынешний уровень коррупции в стране превышает тот, что наблюдался при Саддаме Хусейне.

Все вместе это создает идеальную среду для развития радикализма. В городе Эль-Фаллуджа, ставшем символом антиамериканского сопротивления, по случаю вывода американских войск прошли массовые демонстрации, на которых сжигали флаги США и Израиля. Другие шли с фотографиями вооруженных боевиков с закрытыми лицами. 

Вывод американских войск только обостряет больные для Ирака вопросы. Один из самых главных – проблема сохранения единства страны, учитывая растущее стремление курдов к независимости и стремление шиитов к полному захвату власти. 

Еще в конце октября, не дожидаясь полного вывода войск США, шииты в иракском руководстве инициировали массовые аресты бывших баасистов. Сунниты назвали это «охотой на ведьм», нацеленной на то, чтобы выдавить их из правящих структур. На практике это противостояние принимает формы сепаратизма. 27 октября совет провинции Салах-эд-Дин одобрил декларацию о предоставлении региону «административной и экономической автономии» по типу курдских провинций. То же самое готовы сделать и некоторые другие регионы. И хотя пока вывод американских войск не привел к резкой дестабилизации ситуации в Ираке, постепенное ухудшение положения в стране кажется неизбежным.