Фото: wpcentral.com
Компания Research in Motion (RIM) совершила очередной неожиданный ход: выпуск новой линейки BlackBerry-смартфонов отложен на полгода. Гендиректор RIM Майк Лазаридис объяснил это тем, что компания решила использовать более компактный и эффективный микропроцессор, который она сможет получить от своего поставщика только во втором полугодии 2012 года. Сразу после этой новости акции RIM упали более чем на 7%.
Ситуация, в которой крупная IT-компания, захватившая рынок, начинает почивать на лаврах и не успевает отреагировать на действия решительного молодого конкурента с прорывной технологией, в результате чего оказывается почти полностью уничтоженной, даже не редкая – она достаточно типичная. Похоже, даже закономерная. А вот то, как ведут себя компании в такой незавидной ситуации, различается сильно.
Apple, например, в свое время находясь в двух шагах от банкротства, пошла ва-банк, попросив Джобса вернуться и дав ему карт-бланш. Результат хорошо известен. Nokia в схожей ситуации нашла в себе силы радикально изменить курс и твердо следовать ему – и похоже, мы уже наблюдаем первые позитивные результаты этого решения, судя по продажам Lumia 800 в Европе. Ныне покойная Palm, собрав последние силы, попыталась родить новый высокотехнологичный продукт, который смог бы вернуть ей былое преимущество. Не рассчитали затрат, не справились – но хотя бы пытались.
BlackBerry же, находясь ровно в таком же положении, выбрала свой невероятный путь – легла в гроб, взяла в руки лопату и принялась сама себя закапывать. Иначе заявление Майка Лазаридиса о том, что до конца 2012 года новой операционной системы от RIM ждать не стоит, и аппараты будут выпускаться на старой платформе, воспринимать нельзя.
Текущая платформа RIM, благодаря самоуверенности компании, считавшей, что она стоит над схваткой, занимает железобетонно-прочную корпоративную нишу и может не опасаться конкурентов, устарела минимум на три года, то есть на пару поколений, учитывая скорость прогресса в мире смартфонов. От нее отворачиваются уже и самые стойкие поклонники – доля телефонов RIM на рынке США, который для этой компании является самым традиционным, с 2010 по 2011 год сократилась более чем вдвое, и на сегодняшний день составляет всего 10%.
Миф о незаменимости BlackBerry на корпоративном рынке тоже рухнул. На смену гомогенным решениям, когда всем сотрудникам выдавались одинаковые телефоны, пришли гетерогенные. Консьюмеризация, на которую вовсе не зря делает ставку Microsoft, победила. Корпоративными устройствами становятся продукты, первоначально предназначенные для личного пользования. Компании давно взяли этот тренд на вооружение, так что теперь у каждого свой мобильник – у кого-то на iOS, у кого-то на Android, а у кого-то – и на WP7. На рынке уже достаточно решений, которые позволяют системным администраторам обслужить весь этот зоопарк, начиная от ActiveSync (Microsoft) и заканчивая каким-нибудь Good Server. Кстати, RIM и в этом случае заметила тенденцию слишком поздно, и сейчас пытается внедрить в свой BlackBerry Enterprise Server возможности по управлению устройствами на iOS и Android. Впрочем, без большой надежды на успех – рынок догнать не удастся.
На сегодня у RIM не осталось никаких интересных качеств, которых не было бы у конкурентов. Надежность оказалась мифом: совсем недавно устройства RIM не работали в течение нескольких дней по всему миру. Безопасность у конкурентов уже давно на уровне. А сама платформа и аппаратное обеспечение отстают на несколько лет. А теперь официально объявлено, что весь 2012 год компании просто нечего будет продавать – кроме все тех же уже никому не интересных и стремительно теряющих рынок аппаратов.
Расчет разве что на второстепенные рынки, на которых местами миф о великой и могучей RIM еще не померк. Возможно, там удастся что-то продать – и таким образом остаться на плаву и не закрыться к 2013 году. В число таких рынков, кстати, входит и Россия. Так что, если вам в 2012 году будут предлагать приобрести аппарат BlackBerry или, тем более, – перевести на эту платформу вашу компанию – решайте, конечно, сами. Но я бы на такое предложение ответил отказом.