В конце октября на факультете медиакоммуникаций Высшей школы экономики Ольга Горюнова, доцент Центра междисциплинарных методологий Университета Уорвика (Warwick), Великобритания, директор магистерской программы Digital Media and Culture и автор книги «Арт-платформы и производство культуры в интернете» прочитала лекцию «Kонструкция субъекта в эпоху социальных сетей: мемы, хакеры и идиоты». Slon публикует ее сокращенную версию.

В названии моей лекции изначально есть слова «конструкция субъекта», но наиболее верным здесь будет использование выражения «становление субъекта». Это термин, акцентирующий внимание именно на процессе становления человека.

Я буду прибегать к двум пришедшим из английского языка понятиям: субъективация (subjectivation) — процесс превращения человеческой личности в субъект и индивидуация (individuation) — когда нечто размытое постепенно обретает четкие границы. Компьютерные технологии, например, тоже могут проходить процесс индивидуации. Если выразиться иначе, это процесс становления, в который включаются различные силы, определенным образом формирующие личность, технический объект, эстетическую форму или форму деятельности.

Мы живем в период, носящий название вычислительно-оперативного. Общество начинает действовать, измерять себя или ценность и важность чего бы то ни было с помощью алгоритмических вычислительных процессов. Практически в любой форме деятельности человека производятся данные, которые нужно собрать, проанализировать и применить к ним определенные модели алгоритмов.

Переход на вычислительную основу касается разных областей деятельности и жизни человека. Художник Харун Фароки в работе «Серьезные игры» создал программу, нацеленную на то, чтобы люди, пережившие на войне травматическую ситуацию и страдающие от посттравматического синдрома, могли от него избавиться посредством повторяющегося переживания этой ситуации. Становится ясно, что изображение, существовавшее раньше как визуальный объект и воспринимавшееся оптическими средствами, начинает действовать как инструмент и оказывать непосредственное влияние на реальность. Фароки называет это явление операциональным образом. Понятие фотографии в настоящее время полностью поменялось, и теперь мы нигде не можем провести четкую границу: изображение постоянно мутирует и принимает на себя самые разные функции и формы деятельности.

Технология как фактор эволюции

В истории философии есть традиции, рассматривающие сам процесс участия технических систем в становлении человека как нечто, сопровождающее человечество очень давно, не являющееся чуждым нам, напротив, участвующее непосредственно в формировании человека как живого существа с самых ранних этапов его развития. И в этом вопросе очень важна история письменности, так как письменность и ранние способы коммуникации — это тоже технологии, рассматриваемые как структуры и системы, которые отвечают за формирование определенного типа производства.

Маршалл Маклюэн, знаменитый канадский теоретик медиа, занимался изучением становления человека эпохи письменности. Он утверждал, что в западном мире субъект создается именно путем объективирования знания и выражения в письменной и печатной речи. Существует иной взгляд на эту проблему: немецкий теоретик и философ медиа Фридрих Киттлер тоже работал с теорией коммуникации и рассматривал коммуникационные средства как фактор, определяющий формирование «центра», который принято называть душой или духом субъекта. Киттлер утверждает, что в восемнадцатом веке устоялась буржуазная модель семьи, где женщина отвечала за развитие и воспитание детей как субъектов с развитым духом, этическим чутьем и чувством собственного достоинства. С его точки зрения, формирование такого рода субъекта происходило путем обучения новым практикам письма и овладения языком.

Мир для ребенка сначала представлялся шумом, и благодаря определенным методикам обучения языку женщина-мать сплетала для ребенка семиотическую систему. Впоследствии для человека уже взрослого все, что могло представляться бессмысленным, несло в себе обещание смысла.

После возникновения граммофона, а потом и компьютера роль женщины радикально изменилась. Женщина становится оператором данных, вводит их в компьютер и распечатывает. Поэтому современный мир теряет обещание значимости и больше не наделен смыслом. Киттлер возвращается к идее того, что все вовне представляет собой шумовую систему. Соответственно, для него оригинальным идеалом современного субъекта является компьютер.

Классическое понимание человека заканчивается в двадцатом веке, потому что субъект больше не находится в той позиции, в которой он производит смыслы. Теперь смыслы производит компьютер.

Проект всей жизни Бернара Стиглера, французского философа теории техники, заключался в том, чтобы вписать технику и технические системы в генезис человека с самых ранних этапов его развития. Он использует термин техничности и определяет ее как состояние, при котором человек перераспределяет свои функции и начинает включать различного рода объекты и инструменты в деятельность, впоследствии освобождающую его и помогающую развивать орудия труда. Для Стиглера медиатехнологии практически биологичны. Они органично включаются в цикл формирования человека.

Таким образом, если взять медиа Киттлера, то они представляются почти метафизическими системами и отвечают за формирование духа, для Стиглера же медиа — это почти биологическая система.

И сегодня эта техническая энергия изменяется вместе с человеком, приобретает эстетические черты и начинает действовать в соединении с тем, что можно назвать эстетической парадигмой. Эстетическая парадигма — термин, означающий, что в данный этап развития общества практически все типы общественных устройств постепенно начинают действовать по эстетическим законам.

Эстетизация технического и технизация эстетического

Я хочу рассказать вам об этом двумя способами. Первый способ — экономический. Экономисты, социологи и политологи говорят о новой форме капитализма, называя ее «капитализм знающий» или «поздний капитализм». Для него характерно, что зона труда расширяется и включает в себя абсолютно все слои населения и все сферы жизни человека, например, общение. Facebook или любые сетевые проекты и платформы являются, по сути, средствами получения прибыли. Но основа их деятельности — это обмен эмоциями среди людей.

Еще одна составляющая эстетической парадигмы заключается в том, что субъект становится ответственным за все, что раньше хотя бы отчасти брало на себя государство. И такие зоны деятельности, как обеспечение образования или здравоохранения, так или иначе оказываются в его зоне ответственности. А поскольку самый лучший, уникальный и интересный субъект — это творец, эстетическое начинает играть важную роль. И, соответственно, функции заботы или ответственности переходят из политических или экономических систем в эстетические.

Таким образом, складываются две разнонаправленные тенденции: с одной стороны, субъект испытывает стремление стать уникальной личностью, причем все платформы, предоставляющие ему такую возможность, являются коллективными, с другой стороны, люди все чаще оказываются естественно представлены в виде баз данных и таблиц, над которыми производятся алгоритмические операции.

Каким же образом происходит сплав эстетического и технического и какие новые платформы, сетевые структуры или жанры возникают и развиваются в данной ситуации?

Мемы и хакеры

Описанное выше заставляет нас обратить внимание на такие вещи, как мемы, а также различного рода культурные продукты сетевого производства. Потому что, с одной стороны, все происходящее имеет техническую сторону, с другой стороны, большинство из этих вещей функционирует в зоне эстетики. Мы не можем больше рассматривать мемы, сетевые видео и просто культурные продукты, используя традиционные оценочные механизмы, так как все это имеет определенное значение и функцию в становлении и бытовании людей.

Мемы — гибридное явление, потому что это объекты, функционирующие как эстетический жанр, и в то же время они являются некими катализаторами, участвуют в формировании чего-то важного в сегодняшнем человеке.

Чего — я постараюсь выяснить.

Существует довольно заметная уже культура исследования мемов, порожденная людьми, которые их создают. Если обобщить, то мемы — это картинки или видео, которые должны органично родиться, получить широкое распространение в сети, быть частью интернет-культуры и обязаны претерпеть многочисленные редактуры. Таким образом, можно сделать вывод, что мем — не столько содержание эстетической формы, сколько определенного рода система поведения.

Первое, что бросается в глаза, для людей создание мема становится упражнением во власти. Чтобы раскрыть эту тему, придется ответить на вопрос о происхождении явления. Мемы как жанр, родились на имиджборде под названием 4chan. Это американский сайт, где люди выражают себя с помощью картинок. Борд был создан в 2003 году тринадцатилетним американским подростком Кристофером Пулом, фанатом аниме. На сайте существуют подборды по различной тематике. А также есть раздел под названием b-борд, где люди общались на произвольные темы. Именно там была рождена идея мема LOL (Laughing out Loud).

Из того же борда ведет свою историю хакерская группа «Анонимус».

Удивительно, что сайт, который долгое время не индексировался Google, был наполнен абсолютно неприличным содержанием асоциальной подростковой обсценной культуры, стал площадкой, породившей, с одной стороны, мемы — жанр эстетический, а с другой — сильную политическую группу.

Изначально люди, проводившие время на этом подборде, не имели никакой политической программы и занимались исключительно троллингом. И вдруг эта группа через общие действия, которые постепенно начинали носить направленный характер, стала обретать политическую идентичность.

Один из первых проектов анонимусов — «Чанология» (Chanology) — был направлен против сайентологов. Впервые в 2008 году анонимусы вышли на улицы. Причины формирования определенного образа политического мышления этой группы очень интересны. Сайентологическая церковь заставила убрать все копии очень смешного видео с Томом Крузом, в котором он говорит об этой организации. И анонимусы почувствовали себя обиженными, ведь мир лишился таких LOLs!

Один из самых значимых проектов датируется 2010 годом, когда выяснилось, что Американская ассоциация кинокомпаний заказала создание специального программного обеспечения, которое не будет давать работать Pirate bay, одной из самых мощных в мире систем битторрентов. И, соответственно, среди анонимусов начала формироваться идея борьбы за права интернета как зоны, свободной для высказывания и распространения информации. Если подвести итог, то, с одной стороны, есть платформа 4chan, которая не имеет ни архива, ни поиска. Допустим, если на странице есть пятьдесят топиков, то после того как выходит новый топ, предыдущий исчезает навсегда. Годами технико-эстетическое поведение на имиджборде формировалось таким образом, что люди должны были постить картинки, завлекать людей, чтобы они переделывали эти изображения и создавали новый пост. Так родилась эстетическая форма мема, какой мы ее знаем и какой она получила распространение в сети.

И в тоже время именно эта платформа породила политическую группу хакеров. То есть, если человек состоит в этой системе, то в процессе он может принять участие в рождении нового эстетического жанра, а может стать хакером.

Это похоже на определенный тренинговый механизм. Становление субъекта, обретение личностной позиции происходит через эстетический перформанс — участие в жизни технической, эстетической культуры, которая приводит к появлению определенного типа личности.

Становление субъекта и становление эстетического объекта происходит сейчас отчасти путем эстетической и ремесленной практики, перформанса в сети. И если раньше этот процесс происходил отчасти в институциональных рамках, то теперь существуют открытые системы, действующие подобно механизмам тренировки, через которые люди могут усвоить новую форму или через которую может родиться новый культурный объект. Сами же эстетические формы тоже подвижны и пластичны. То есть на данный момент уже техническая система является ответом на какую-то эстетическую форму и рождается в ответ на вызов культурной деятельности.