Нарушая правила, бизнесмен всегда рискует: риск может обернуться как крахом и позором, так и успешной сделкой или карьерным взлетом. В рамках проекта «Против правил» Slon собирает истории о том, как менеджеры и предприниматели из самых разных компаний и сфер бизнеса попирали правила, и чем это заканчивалось.
Один из основателей портала Look At Me Алексей Аметов рассказал Slon, как на заемные деньги нанимал сотрудников в кризис, когда все компании проводили сокращения. А потом целый год жил под страхом того, что придется заработать эти деньги частным образом. Или вернуть их, продав бизнес. |
В конце 2008 года финансовый кризис уже был в разгаре, на рекламном рынке царили депрессивные настроения: рекламные бюджеты сокращались, а вслед за этим СМИ сокращали штат журналистов и менеджеров по рекламе. Весь коллектив проекта Look At Me тогда составлял три десятка человек – это втрое меньше, чем сейчас. Но проекту было чуть больше года, и доходы от рекламы были такими, что основатели Look At Me не понимали, смогут ли они заплатить своим сотрудникам зарплату в конце месяца или не смогут.
Алексей Аметов, Василий Эсманов и Екатерина Базилевская – так зовут создателей проекта – подумали, что и Look At Me нужно сокращаться. Они составили список сотрудников, и Аметов решил: «Ок, начинаем увольнять». Он пригласил в кабинет первого человека из списка и сказал: «Извини, мы вынуждены расстаться». Когда он пригласил второго, зазвонил телефон. В это время должен был подтвердиться контракт с одним из рекламодателей примерно на 1,5 млн рублей. Но Аметов и двое других «топов» считали, что денег этих из-за кризиса они уже не увидят. Человек в трубке сказал: «Контракт в силе».
Аметов сразу отправил второго сотрудника в коридор и выбежал сам, чтобы догнать первого уволенного и вернуть обратно. А на следующий день Аметов, Эсманов и Базилевская пришли к выводу, что сокращать никого не будут – а, наоборот, начнут нанимать новых людей (хотя ресурсов на это не было). «Хорошие люди без работы остаются, – рассудил Аметов. – Можно набрать профессионалов». Никто из конкурентов так не сделал: все берегли деньги или просто их не имели.
Инвестора найти не удалось – всем нужен был инвестор. Тогда совладельцы Look At Me пошли за деньгами в один банк, во второй, в третий, но никто не хотел давать кредит. Причина отказа везде была стандартной: «У вас нет собственности, а ваша сфера бизнеса в период кризиса вызывает много вопросов».
Совладельцы Look At Me начали опрашивать знакомых, чтобы найти того, кто мог бы одолжить $100 000. В конце концов нашлись люди, готовые дать такую сумму на год под 30%. «Гарантией с нашей стороны выступало честное слово, – вспоминает Аметов, – но их это устраивало, потому что они были очень серьезными ребятами с четкими понятиями. У них и мысли не было, что деньги мы не вернем – это бы очень плохо закончилось для нас. Так что в 2009 год мы вошли очень мотивированными и с четкой целью. Надо было действовать быстро».
Топ-менеджеры Look At Me должны были нанять людей, закончить год с плюсом в $130 000 и вернуть долг. План был, но ситуация быстро менялась. Кто-то закрывал рекламный бюджет, кто-то открывал – Аметов постоянно следил за рынком, за расходами и жил в непрекращающемся стрессовом состоянии.
В какой-то момент к долгу добавилась дебиторская задолженность в размере 10 миллионов рублей. Срок оплаты за рекламу в компании стали сокращать с 90 дней до 40. К одним рекламодателям Аметов ездил сам, рассказывал про своих сотрудников, которые сидят без зарплаты, и убеждал расплатиться. Другим рекламодателям юристы писали длинные письма разной степени жесткости.
В это время, чтобы заплатить своей команде зарплату, руководители ресурса обманули один из банков. Кредитовать компанию банк, как и раньше, не захотел. Получив отказ, на следующий день Базилевская и Аметов пошли в другой отдел того же банка, и каждый взял по обыкновенному потребительскому кредиту. Случалось и так, что Аметов садился в машину, объезжал всех своих друзей – и под конец дня у него находилась сумма, достаточная для того, чтобы заплатить хотя бы часть зарплаты.
Аметов вспоминает, что в кризис сотрудников помогали удержать бесплатные обеды – их готовил корпоративный повар. Он перешел в Look At Me из фонда, который хотел инвестировать в проект, но накануне кризиса развалился – совладельцы вынули из него все деньги, закрыли проект, а повар остался безработным.
Что заставляло держаться? Отсутствие вариантов и понимание того, что пути назад нет. «Когда человека бросают посередине широкой реки, он, конечно, может в депрессию впасть, – говорит Аметов, – но на самом деле варианта у него два – добраться до берега или утонуть». Долг удалось отдать за 13 месяцев. Кредиторы пересчитали сумму долга с учетом процентов еще за месяц.
Рискнув, основатели Look At Me здорово вырвались вперед. Примерно в одно и то же время с проектом Аметова и его партнеров существовали несколько сайтов про культуру и городскую жизнь. Например, Nightparty и Geometria. Сейчас они в разы уступают Look At Me по выручке. В свою очередь Look At Me приблизилась к своему основному конкуренту – сайту Afisha.ru. «По объему выручки мы измеряемся в одном порядке», – говорит Аметов. Во многом это произошло благодаря тому, что в кризис в компании появилось много новых хороших журналистов и менеджеров. Например, директора по продажам в Look At Me переманили из компании по распространению рекламы на открытках Fly Cards, у которой тогда плохо шли дела. Впоследствии Аметов признал, что этот человек – один из лучших «продажников» на рынке.
«Жесткие обязательства, страх и желание не опозориться сделали великое дело», – говорит Аметов. Даже мышь, если ее загнать в угол, может превратиться в тигра.