Фото: Fotolia/PhotoXPress.ru

Рынок торговли в интернете относительно молод, правила игры на нем только формируются. Сегодня он переживает бум: число онлайн-покупателей в среднем растет на 30% в год. И начинающие бизнесмены порой слишком оптимистично оценивают величину вложения (как правило, ниже, чем требуется) и прибыльность (наоборот – выше) интернет-ритейла. При этом многие потребители пока с недоверием относятся к покупкам в сети, предпочитая привычные формы торговли. Причины этого в сложившихся мифах о российской торговле в Сети. Вот самые распространенные из них. 

Интернет-магазин – это просто и не требует большого стартового капитала

Можно сделать на коленке, например, сайт по торговле телескопами, но и продавать будете не больше 5 штук в неделю. Дешево и просто что-то большое можно было построить 5 лет назад: поставить телефон, стол, компьютер, табуретку в подвале и начать работать, совмещая функции руководителя, оператора и курьера. А нормальный интернет-магазин сегодня – это, в первую очередь, умный и удобный сайт. Даже если взять бесплатный движок, то стоимость доработки, интеграции с системой учета выльется в сотни тысяч рублей.
Серьезные проекты переваливают за сотни тысяч долларов. Неплохо даже на этапе старта задуматься о фирменном стиле, поскольку потом переделывать дороже будет. Например, мы заказывали брендбук известному английскому дизайн-бюро SCG London, что обошлось в десятки тысяч евро – и это ребята пошли навстречу нашей бедности. Безусловно, необходим приличный офис, хороший call-центр, грамотные продавцы, а также склад и еще куча служб на аутсорсинге. На коленке уже ничего не сделаешь, нужно как минимум 10–15 человек в штате. Плюс немаленький бюджет на продвижение в Сети, которое с каждым годом все дороже.


Про основателя компании Ecwid (приложение для создания интернет-магазинов) Руслана Фазлыева читайте в материале «Конструктор для Кремниевой долины»

Интернет-магазины продают некачественный товар

На рынке всегда два дурака – продавец и покупатель. Риск купить некачественный товар в интернете не выше, чем в обычном магазине, конечно, если не гнаться за ненормальной дешевизной. Просто задайте себе вопрос: почему продукт, который везде стоит, например, $100, здесь продается за $50? Ответы могут быть разными: покупают по дешевке у оптовиков брак или с повреждениями, ремонтируют, перепаковывают, привозят клиенту (а то и с ремонтом не парятся – просто перепаковывают). Клиент не заметил при доставке, обнаружил после – прямая дорога в сервис, если он, конечно, есть. Крупные и прозрачные игроки этого рынка ни с б/у, ни с браком не связываются – репутация дороже.

В интернет-магазине товары стоят дешевле, потому что ввезены в обход таможни

Причина высоких цен в России не только в таможне, и не в жадном розничном продавце, а в марже торговых представительств (дистрибьюторов). В Европе она составляет 5%, у нас – от 20%. Таможня забирает еще 10%, итого разница с европейским ценником может достигать 25% и выше. При такой разнице в цене действительно велик соблазн самостоятельно, не через представительство, импортировать технику и продавать дешевле, сохраняя свой заработок. Товар при этом растамаживается «в белую», хотя все равно формально считается «серым» импортом. С ним, конечно, борются представительства (вместо того, чтобы заниматься продвижением своего бренда), но благодаря ушлости оптовых компаний – не всегда успешно.

В обычном магазине удобнее делать покупки, потому что там есть продавец-консультант

Нет в России продавцов – ни в оффлайне, ни в онлайне. Днем с огнем не сыщешь. В магазине есть выписывальщик чека, подносчик коробки. Еще есть кассир, максимум, впаривальщик программы дополнительного сервиса или аксессуаров. Хороших продавцов если не единицы, то редкие десятки. В основной своей массе даже улыбаются натянуто. Бьют их что ли? Поэтому консультировать покупателю чаще всего приходится себя самому, благодаря информации в интернете, форумам и так далее. Не говоря уже о том, что интернет-магазин может иметь школу обучения и мотивации менеджеров на голову выше конкурентов из обычных магазинов: консультировать по телефону на порядок сложнее, чем «глаза в глаза».

В интернете никто не платит налоги

Платят. Все заметные игроки – за то, чтобы быть белыми. Хотя им и приходится конкурировать с теми, кто «оптимизируют налоги» и лишний раз не отсвечивают, при этом продают много и дешево. А еще приходится конкурировать с теми, для кого прибыль от продажи самого товара – дело десятое, деньги они зарабатывают по-другому. И то, что свежезапустившиеся Enter.ru, Mallstreet.ru и Utinet платят налоги, а «серяк» – нет, волнует только первых. Государству и всем остальным, включая «Яндекс.Маркет», до этого дела нет. Как говорит генеральный директор «Доставки.ру» Алексей Павлык: «Мы, к сожалению, платим ВСЕ налоги…»