Иллюстрация: personalbrandingblog.com

Нейробиологи уже могут заставить человека соглашаться с несправедливостью. Правда, пока только в лабораториях в ходе экспериментов. Об этом в среду рассказал нейробиолог из швейцарского Университета Базеля Василий Ключарев на лекции «Нейроэкономика. Как мозг принимает решения?» в Политехническом музее. Он рассказал, что, возможно, в будущем вся микроэкономика сведется к нейробиологии принятия решений, когда, изучая с помощью томографов и электродов активность отдельных нейронов и областей мозга, можно будет предсказывать поведение людей и, соответственно, фирм. Более того, по мнению Ключарева, свободы воли нет – есть решения, принимаемые нейронами, причем алгоритмы принятия этих решений довольно жестко заданы. Больше всего аудиторию заинтересовали проекты управления человеческим поведением с помощью электроники. Они пока находятся в стадии экспериментов, но кто знает, как быстро выйдут за стены лабораторий.

Включилась синяя лампочка – прощай, грусть! 
Оптогенетика – запомните это слово. Это довольно сложная методика, которая включает перенос гена, отвечающего за чувствительность к свету, и внедрение его с помощью вируса в нейроны головного мозга. Суть в том, что после проведения такой операции мозг начинает реагировать на свет. В эксперименте, который был проведен командой Карла Диссерота из Стэнфорда, определенную область мозга мыши делали чувствительной к синему цвету. Если осветить ее синей лампой, то нейроны начинали работать по-другому, в результате чего мозг начинал функционировать лучше и пропадала депрессия, исчезали страх и тревога. Как осветить мозг, он ведь под черепной коробкой? В мозг был введен световод.
Slon считает этот эксперимент многообещающим. Возможно, в будущем получится регулировать и другие виды мозговой деятельности не только у мышей, но и у человека. Самое время пофантазировать, во что это может вылиться через десяток лет. Люди станут заменять части черепной коробки высокопрочным стеклом: посветил синим фонариком себе в лоб и расслабился, красным – сконцентрировался, желтым – заснул. Может, стекло будут вставлять в лоб при получении паспорта, чтобы полиция с помощью прожекторов могла разгонять недовольных.
Для противников вульгарного тоталитаризма есть иной вариант: желающим вставят внутрь мозга световоды, которые будут заканчиваться штепселем на черепной коробке, почти незаметным под прической. Продвинутый плеер iPod 2020 года выпуска получит не только выход на наушники, но и световой кабель, подключаемый к штепселю в черепе. А в iTunes можно будет купить светомузыкальные ролики, регулирующие настроение.

Идеальные наркотики – пока не кончилась батарейка 
Эксперименты с мышью, которой в центр удовольствия в мозге вживили электрод, а в клетку поместили педаль, подающую электрический импульс на этот участок мозга, уже давно стали классическими. Мышь не ела, не пила, а только нажимала на педаль, пока не умерла от истощения – мозг получает удовольствие не от еды самой по себе, а от того, что она стимулирует соответствующие нейроны мозга.

Ждать ли нам появления подпольных нейрохирургов, которые будут вживлять электроды в нелегальных клиниках и давать электрическим наркоманам кнопку с батарейкой? У дешевых нейрохирургов инструменты, конечно же, будут не совсем стерильные, но это и неважно – возможно, наркоманы XXI века умрут от бесконечного нажимания на кнопку раньше, чем от инфекции. Интересно, что будет ощущать человек, у которого начнется ломка от севшей батарейки?

Поднес магнит к голове – и несогласный сразу стал согласным 
Транскраниальная (проще говоря – «сквозь черепная») магнитная стимуляция (ТМС) – это когда магниты, непосредственно поднесенные к голове, вызывают слабые электрические токи в головном мозге. Поскольку клетки головного мозга (нейроны) по большому счету являются электрическими приборами вроде транзисторов или, скорее, усилителей и микшеров, то ток изменяет их нормальную работу. Поднося магнит к разным зонам мозга, можно изменять различные аспекты поведения.
Ключарев описывает такой эксперимент. В человеке изначально заложено чувство справедливости, а эксперименты на обезьянках-капуцинах показывают, что не только в человеке. Например, если одна обезьяна в обмен на специальный жетон получает огурец, а вторая на ее глазах за такой же жетон – вкусную виноградину, то первая начинает бунтовать. Она перестает брать огурцы вообще и настойчиво сует биологу в руки жетоны вновь и вновь, ожидая винограда, хотя с рациональной точки зрения лучше получить огурец, чем ничего. С людьми то же самое – они склонны отказываться от вознаграждения вообще, если считают его слишком маленьким.
За решение, какое вознаграждение считать слишком маленьким, отвечает определенная группа нейронов в мозге. Стимулируя ее магнитным полем можно изменить поведение человека: он будет по-прежнему говорить биологу, ведущему эксперимент, что оплата мала, но тем не менее начинает ее принимать.
Этот эксперимент вызвал наибольший интерес у слушателей. Неудивительно: недавно по России прокатились демонстрации протеста против несправедливых выборов в Госдуму – если бы у полиции были транскраниальные магнитные стимуляторы прицельного действия (примерно такие, как в романе Стругацких «Обитаемый остров»), то толпа разошлась бы намного раньше. Один из присутствующих поинтересовался дальнобойностью существующих приборов. Оказалось, что она маленькая: поиграть во «Властелина мира» по роману Александра Беляева или в «Неизвестных отцов» из того же «Обитаемого острова» пока не получится. Прозвучала идея встраивать ТМС в подголовники кресел депутатов Госдумы, чтобы в зародыше исключить возможность неправильного голосования. Г-н Ключарев сказал, что российские депутаты без магнитов голосуют всегда правильно, а вот о разработке военных шлемов с ТМС слышал, хотя сам он к таким разработкам отношения не имеет.
По этой ссылке вы можете скачать полную аудиозапись лекции (33 мегабайта).