Фото: Виктор Клюшкин/ ИТАР-ТАСС

В предложенной Дмитрием Медведевым «комплексной реформе нашей политической системы» одним из пунктов значится: «перейти к выборам руководителей субъектов Российской Федерации прямым голосованием жителей регионов». Это, стало быть, уходящий президент подрывает основы «путинской вертикали», делая страшную подлянку президенту приходящему? Ведь именно назначаемость губернаторов позволила Путину держать в узде региональных баронов, а Медведеву начать увольнять их оптовыми партиями и назначать на их места своих и путинских ставленников. На поверку оказывается, никакая не подлянка, а сплошь профанация. Владимир Путин во время своего недавнего общения с гражданами тоже касался темы выборности губернаторов. И конкретно описал механизм «всенародного голосования». Нынешний механизм «назначения» формально тоже избрание. Выглядит, если кто запамятовал, следующим образом. На выборах в региональный парламент побеждает партия , у которой больше других мандатов в региональном ЗакСе (везде и всюду это до сих пор была «Единая Россия»). Ее федеральные органы – никак не региональные – предлагают президенту на выбор несколько, не меньше трех, кандидатур. Из них президент выбирает одну и вносит ее в региональный парламент для «утверждения». Парламент может отказаться ее утверждать, сделать это даже дважды (после многочисленных согласований). Далее президент вправе распустить региональный парламент и назначить новые выборы. Теперь предлагается следующее. Свои списки предлагает не только партия-победитель, но и другие партии. Далее, как заявил Путин, «эти предложения проходят через «президентский фильтр», и он вносит эти кандидатуры уже не на депутатов заксобрания, а на прямое тайное голосование всего населения, проживающего в регионе». Прямые выборы из предложенных партиями, «отфильтрованных» президентом и, наконец, предложенных народу. Принцип «президентского фильтра», по Путину, призван оградить власть от проникновения в ее ряды «полукриминальных» элементов. Впрочем, и в этой системе существуют ограничители. Во-первых, с партиями будет вестись активная работа на предмет составления списков, предлагаемых президенту. Сегодня администрация президента «согласует» (иногда и прямо назначает) список кандидатов, только от ЕР теперь таких списков будет от двух до пяти — прямо по Чуковскому. Во-вторых, скорее всего сохранится и принцип, по которому списки вносит центральный аппарат партии. То есть никакой региональной самодеятельности не будет. Никакой региональной «самодеятельности» Кремль, таким образом, не позволит. А поскольку президент оставляет за собой право еще и увольнять губернаторов (вот цитата Владимира Путина: «за президентом нужно будет оставить негативный контроль, то есть право отстранения от должности в случае совершения каких-то действий, связанных с осуществлением властных полномочий губернатором») – ну тех, что не справились с управлением, – то и со стороны населения на «самодеятельность» внимания особенно обращать не стоит. Проголосуют не за того, да еще и недоговороспособного – так мы его уволим. За «нецелевое использование средств» можно снять кого угодно, в конце-то концов. Получается, что «революционная» реформа политической системы представляет собой несущественное облагораживание все той же системы «суверенной демократии». При которой от населения мало что зависит, а региональные власти ездят в Москву на поклон и трясутся при разговоре с всевластными кремлевскими и белодомовскими клерками. Чем отфильтрованные губернаторы лучше назначаемых в такой системе – понять решительно невозможно. Ну, с точки зрения реального осуществления демократических процедур и интересов конкретного региона и его жителей. Зато эта система даже удобнее, если исходить из интересов действующей федеральной политической элиты. Во-первых, она проявила себя настоящим демократом. «Требовали вернуть выборы? Так мы вот вам их и вернули, радуйтесь». А во-вторых, прошедший процедуру избрания губернатор, да еще и на как бы конкурентных выборах будет обладать хоть какой-то легитимностью. Не то, что нынешние назначенные из Москвы «варяги». Такого можно и первым номером в партию власти включать. Так что на региональных выборах можно ждать возвращения тактики «губернаторов-паровозов», которая столь хорошо зарекомендовала себя во время второго путинского срока. «Фильтрационная демократия» – лишь второе издание демократии «суверенной». Так сказать «версия 2.0». Радует только одно: если власть чувствует, что перемены назрели (пусть и «ремонт» пока предложен чисто «косметический»), это означает, что отрыв власти от реальности не окончательный. Хотя точка невозврата, по личному мнению, уже была пройдена, к сожалению. Николай Злобин и Никита Белых рассказали Slon, что они думают по поводу прямых выборов губернаторов и «фильтре президента».

Никита Белых, губернатор Кировской области
Я всегда выступал за возвращение выборности губернаторов и когда возглавлял политическую партию, и когда уже работал губернатором. Я считаю, это действительно очень важный атрибут политической системы, во всяком случае для России, характеризующий уровень демократии. При этом, как будет работать новая, предлагаемая система, пока никто не знает. Предложение про президентский фильтр прозвучало в ходе прямой линии Путина, без каких-либо подробных комментариев. В сегодняшнем послании президента об этом речи не было вообще, поэтому оценить, что на самом деле предлагается, очень сложно. В любом случае, если исходить из того, что будут обеспечены прямые выборы, то есть выборы населением, а не их представителями среди депутатов и число кандидатур будет более одного, то это большой плюс. По сравнению с тем, что мы имеем сейчас, процесс избрания того или иного кандидата, однозначно будет шагом вперед. Что касается «президентского фильтра», то сейчас сложно сказать, как он будет применяться и что будет давать. Понятно, что любой инструментарий, любой механизм можно по разному поворачивать и получать разный результат, но пока нет дополнительной информации, сложно судить.

Николай Злобин, политолог, директор российских и азиатских программ Института мировой безопасности в Вашингтоне
Я думаю, они скорее всего сделают прямые выборы губернаторов так, как говорил Путин во время своей прямой линии, с добавлением определенного рода президентского фильтра. Это, конечно же, шаг вперед. Не думаю, что при этом будут реализованы полностью свободные выборы губернаторов. На мой взгляд, все, что сейчас говорится, надо воспринимать, как предвыборную компанию Путина, и сегодняшняя речь президента Медведева была явно в русле этой компании. Мне кажется, они пытаются сохранить тандем, и все, что будет говорить Медведев в оставшееся до президентских выборов время, будет направленно на победу Путина на них. В мае Дмитрий Анатольевич передаст свои полномочия Владимиру Владимировичу и дальше все политические проблемы и вопросы будут в руках президента. Медведев же займется правительством, после чего уже не будет иметь никакого отношения к тому, что он сегодня говорил. В этом смысле у них снова остается свобода рук. После мая у Путина будет возможность вносить коррективы в предложения премьер-министра, который не будет иметь большой политической власти в стране, а займется экономикой, социалкой и тд. Поэтому, с этой точки зрения, комбинация неплохая, но у меня нет 100% уверенности, что все произойдет именно так.
Что касается «президентского фильтра», то после событий в Южной Осетии, которые показали, как опасен может быть непроверенный кандидат, это может стать своего рода рецептом от решения подобных проблем. Они могут сконструировать фильтр таким образом, чтобы отсекать политически ненадежных для них кандидатов, прикрываясь юридическими, криминальными или какими-то другими аргументами. Поэтому, мне кажется очень важным в ходе предвыборной компании добиться ответа на вопрос о том, как они собираются запустить этот фильтр, если они, конечно, в действительности его себе представляют, и какие конкретно критерии этот фильтр будет учитывать?