Пока в Египте, Сирии и Йемене демонстранты проливают кровь во имя свободы, демократии и справедливости, в благополучном Катаре блогеры ведут виртуальные, но не менее жестокие войны из-за совсем другого вопроса. После того, как катарские экспаты годами обсуждали слухи о возможном появлении свинины на катарских прилавках, правительство Катара наконец-то разрешило к продаже этот противоречивый продукт.
Понятно, что свиными ребрышками или сочными сардельками смогут насладиться далеко не все катарцы, а только те, у кого есть «алкогольная лицензия». Этот вожделенный документ в Катаре выдают только иностранным резидентам не-мусульманам, чтобы они не увяли от тоски в своих кондиционированных помещениях, спасаясь от 48-градусной жары.
Официально приобрести алкоголь в Катаре можно только в одном торговом центре и только по лицензии, либо в гостиничных барах, но унести бутылку домой там не позволят. Теперь счастливые обладатели «алкогольной лицензии» получат еще и «свиную лицензию», использовать которую можно будет все в том же Qatar Distribution Center.
Фото: dohanews.co
Как известно, ислам строго запрещает своим последователям потребление свинины и ее субпродуктов, и хотя не-мусульман этот запрет не касается, до сих пор в Катаре свинина была строго-настрого запрещена. В соседних с Катаром арабских странах Персидского Залива уже давно нашли выход из положения. В в 2003 я наблюдала в одной из бахрейнских гостиниц часть буфетного стола, выделенного для свинины. Сопроводительный плакатик сообщал о том, что этот продукт называется «свинина для немусульман».
Не только в Бахрейне, но и в Дубае можно найти этот нехаляльный продукт в крупных супермаркетах. Отдел так и называется – «Pork Shop». Чуть ниже обязательно будет написано «для немусульман». Но на практике, ни продавцы, ни кассиры, ни охранники не интересуются у покупателей, верят ли они в то, что нет бога кроме Аллаха, и что Мухаммад является его пророком.
Pork Shop в Дубае. Фото: Robert Carrithers
Как будут обстоять дела с тестом на немусульманство в Катаре, пока непонятно. Но многочисленная община экспатов (на каждого коренного жителя эмирата приходится около десятка работающих в стране иностранцев) возрадовалась весьма и даже завела новый тренд в Твиттере под названием «Свинина в Катаре».
Тут в позу встали местные жители, а также экспаты из мусульманских стран, которые сочли такое нововведение нечестивым и порочным. Многие не могли понять, какая муха вдруг укусила катарского эмира, и что стоит за этим решением. Одни считали, что виновато американское давление – в Катаре расположена крупная американская военная база. Мол, не могут американцы прожить без бекона и копченой грудинки.
Другие писали о том, что это дискриминация коренного населения, которое в силу своей пассивности и малочисленности не может постоять за свои исконные права. «Даже Италия запрещает неитальянскую еду, чтобы сохранить местные традиции, а уж свинина точно не является местным катарским блюдом», – написал один из противников нововведения, ссылаясь на то, что в итальянском городе Форте дей-Марми запретили открывать заведения, специализирующиеся на иностранных кухнях.
Все эти споры ведутся, разумеется, без имен и фамилий вышестоящих товарищей. До Катара «арабская весна» пока не докатилась, и за оскорбление королевских особ здесь по-прежнему можно огрести тюрьмы, ударов палками по пяткам и прочих прелестей.
Перепалка между сторонниками и противниками свинины, это, конечно, всегда увлекательно, где бы это не происходило – в Катаре или Израиле, где поросята тоже не в почете у религиозного истеблишмента. Но самое интересное здесь то, что разрешивший свинину катарский эмир, шейх Хамад бин-Халифа ат-Тани – ваххабит. То есть сторонник наиболее радикального направления в исламе.
Буквально на днях ат-Тани призвал весь исламский мир следовать примеру благочестивого Абд аль-Ваххаба, создателя ваххабитского направления, и побольше изучать его учения. Фанатичный сын Нажда, Абд аль-Ваххаб позаимствовал свои радикально-пуританские идеи у средневекового ученого Ибн-Таймии и занялся их внедрением на территории Аравийского полуострова. Абд аль-Ваххаб призывал своих сторонников во всем следовать обычаям праведных предков (салафов), сторонился любых инноваций, стремился к очищению ислама от посторонних влияний, и, разумеется, считал свое толкование ислама единственно правильным.
Современные ваххабиты активно борются с традицией поклонения могилам святых (в 1998 г. саудовские власти решили залить бензином могилу матери пророка Мухаммада Амины), заставляют своих женщин носить чадру, и, разумеется, призывают верующих очистить свои сердца и дома от скверны. Свободная торговля свининой в это учение никак не вписывается.
Стало быть, в Катаре, где десятилетиями скрывались исламские богословы-диссиденты, это решение приняли не совсем с легким сердцем. Также, трудно представить, что такой шаг был сделан без учета дальнейших последствий. За последние 10-15 лет это микроскопическое государство, благодаря телеканалу «Аль-Джазира», стало играть слишком большую роль в происходящем на Ближнем Востоке, чтобы совершать необдуманные шаги.
В Ливии или Сирии Катар спонсирует революционеров, многие из которых принадлежат к радикальным суннитским группировкам. На Аравийском полуострове, наоборот, прилагает все усилия, чтобы революционный порыв остановился на просторах Йемена, не доходя до Саудовской Аравии и прочих союзников по Совету государств Персидского залива. В довершении ко всему этому Катар остается лучшим другом американцев, европейцев и даже израильтян.
Разрешение на торговлю свининой – это маленькая уступка для пиар-компании под названием «толерантность в Катаре». Восхваления Абд аль-Ваххаба – дружественный жест в сторону ваххабитских собратьев в Саудовской Аравии, и их многочисленных последователей в Египте, Сирии, Ливии и других арабских странах. Ну и конечно же, не забыты и собственные экспаты, в заботе о которых катарские власти добавили им к солидной зарплате еще и ломтик бекона. Все довольны, все счастливы. А тот, кто несчастлив – может излить свой гнев в Твиттере. В разумных пределах, разумеется.