Старт рождественских распродаж в США – это очереди у магазинов, впечатляющие едва ли не больше, чем размеры скидок, потасовки особо рьяных покупателей, сенсационные продажи ритейлеров и взлетевшие на волне потребительского бума фондовые индексы. Когда мы слышим сводки об очередном потребительском рекорде, побитом американскими гражданами в последнюю пятницу ноября, кажется, что так было всегда: индейка, Black Friday с бешеными скидками и, в конце концов, Санта-Клаус. Но это не так.
Термин Black Friday изначально ассоциировался с финансовым кризисом 1869-го, затем – с предрождественскими автомобильными пробками. Только в первое десятилетие XXI века эта фраза стала означать день тотальных распродаж и экстремального шопинга – благодаря совместным усилиям сначала крупнейших торговых сетей, а затем и монобрендовых и интернет-магазинов. Из года в год популярность Дня шопоголика набирает обороты: если в начале прошлого десятилетия магазины открывались в 6 утра, то во второй его половине это стало происходить в 4 и 5. А в прошлом году ряд ритейлеров объявили начало «черной пятницы» на день раньше обычного. Оно неудивительно: согласно данным Национальной федерации ритейлеров США, за неделю, стартовавшую после Дня благодарения, американцы оставили в магазинах $52,5 миллиарда (еще три года назад шопоголики тратили в дни распродаж на $10 миллиардов меньше). Для сравнения: примерно $52 миллиарда составили совокупные инвестиции всех российских компаний за рубежом на протяжении всего прошлого года.
Глядя на все это, невольно задумаешься, что стало первоочередным в связке «Индейка-Black Friday-Санта-Клаус»? Ритейлерам, кажется, постепенно удается заместить ритуал семейного поедания птицы шопингом. Можно взглянуть на ситуацию и с другой точки зрения. Ритуал трансформировался: благодарность отцам-основателям за довольную и сытую жизнь современные американцы решили выражать в консьюмеристкой и довольно логичной форме. Благоприятствует этому и государство, дающее для поедания ритуальной пищи целый выходной четверг. А где выходной четверг, там, как водится не только у нас, и выходная пятница.
Российский опыт: Снегурочка не вдохновляет
А что происходит в России? Вот уже несколько лет на исходе ноября в больших российских магазинах включают новогодние мелодии, украшают торговые залы, на этикетках товаров появляются снежинки, еловые ветки и позолота…Но покупателей от этого сильно больше не становится. То есть, их, конечно же, становится больше, но рост величины спроса у нас получается довольно растянутым во времени и не таким существенным, как в США.
Российских покупателей ничто никуда не торопит: тематические рекламные кампании выстреливают точечно, скидки, как правило, невысоки. Да и покупать большое количество подарков у нас не принято. Насколько я могу судить из опыта общения с американцами, подарки у них дарятся практически всем: знакомым, коллегам, одноклассникам и соседям, у нас же – довольно узкому кругу близких людей. В общей сложности счет подаркам идет на десятки, их приобретение и дарение требует времени – за один день не разобраться.
Но самое главное заключается в том, что в России нет соответствующих информационных поводов для того, чтобы предаться безудержному шопингу. Того самого сигнала: «Вот оно, то самое время, чтобы идти за покупками!».
Конституция для шопоголиков
И эту ситуацию можно разрешить: нужен праздник и выходной день, приходящийся на конец ноября или первую половину декабря. День народного единства и День милиции вряд ли подойдут – первый слишком абстрактен, второй чересчур конкретен. Раньше 12 декабря мы праздновали День Конституции, и кое в чем этот праздник схож с Днем благодарения. Да, составители сего документа последние 20 лет воспринимались согражданами неоднозначно, да и незыблемость самой Конституции пошатнулась. Но, в конце концов, чему-то же мы обязаны нашему нынешнему пусть и относительному, но благосостоянию – почему бы не Конституции?
Выбор символического дня достатка оставлю за народом и маркетологами (неплохо бы, чтобы это день выпадал на пятницу или четверг), знаю одно – нам точно нужен новый особенный день. День, когда все производители и продавцы могли бы подать сигнал покупателям: пора идти за покупками! Объединенные усилия продавцов и производителей дали бы очень неплохой результат: более ранний старт высокого сезона продаж, привлечение дополнительного внимания граждан выгодными условиями, частичное решение проблемы предновогодних пробок. После того, как Coca-Cola сделала традицией пить прохладительный напиток на Новый год, уверен, нет ничего невозможного.
Тем более, в России неплохо ассимилируются интересные западные веяния. Не первый год столь консервативные институты, как российские музеи открывают свои двери для международной акции «Ночь музеев», не зная отбоя от благодарной публики. И на митинги мы научились собираться не хуже, чем в странах с более богатой демократической историей. Раз уж все вокруг стали так много говорить о среднем классе, заявившем о своих правах на хорошую жизнь, то логично было бы обеспечить этой широкой группе право на старую забаву обществ развитого капитализма – хороший праздничный шопинг.