Фото: Reuters/Michael Buholzer
Роспотребнадзор высказал претензии к качеству украинского сыра из-за незаконного содержания в нем растительного жира (пальмового масла). Почти все сразу поторопились обвинить ведомство в том, что его действия вызваны некими политическими мотивами, и увязать это с очередным газовым конфликтом. Но очень мало кто отметил главное: претензии Онищенко к украинскому сыру абсолютно обоснованны. Содержание растительных жиров тропического происхождения в молочных продуктах – серьезная проблема. В советское время пальмовое масло изначально использовали как смазочный материал для металлических деталей и для производства мыла. Наш Союз долго боролся за создание и выполнение жесткого техрегламента для молочной продукции. И сегодня сыром можно назвать только тот продукт, в котором содержание растительного жира равняется нулю, а сырным продуктом – где оно не больше 50%. Добиваясь соблюдения этих правил, мы проводим веерные проверки своих производителей, убеждаем их соблюдать нормы.
Иностранных поставщиков контролировать труднее. Мы неоднократно пытались обратить внимание Роспотребнадзора, что украинская молочная продукция не соответствует российскому техрегламенту. Парадокс: при сокращении надоев молока на Украине растет производство сыра. И как объяснить тот факт, что при аналогичных экономических условиях ее продукция стоит дешевле российской? Только тем, что Украина ежегодно увеличивает объемы ввоза тропических жиров и активно использует их в производстве молочных продуктов. Вот белорусские сыры, например, тоже дешевле наших. Но там это объясняется мощной государственной поддержкой сельского хозяйства, которой на Украине нет. Белорусы тоже создают конкуренцию отечественным производителям, ограничивая их развитие, но они хотя бы качественный продукт поставляют.
Не знаю, руководствовался ли Геннадий Григорьевич политическими мотивами при принятии решения. Для меня это вторично. Я – человек прагматичный. Главное, чтобы вместо сыра мне не продавали мыло. В данном случае, даже если и был какой-то политический мотив, то он служил, максимум, толчком. Проблема-то реальная, а не высосана из пальца. Уж если мы заставляем своих производителей работать по правилам, то почему делаем исключение для зарубежных? России выгоднее, наоборот, защищать внутренний рынок, сохраняя налоговые отчисления и рабочие места. То, как ведет себя наша страна, оберегая себя от импорта некачественной продукции, вполне укладывается в правила мировой экономики, которые не отличаются деликатностью. Разве та же Украина менее жестко выступает в защиту своих интересов?
Однако общественное мнение сегодня ополчилось против Геннадия Онищенко, обвиняя его в том, что он опять выдвинул необоснованные обвинения, «напал» на ни в чем не повинных украинцев. Хотя все, что он пока сделал – это выразил беспокойство. Предупредительный выстрел в воздух. Ведь вопрос не в том, чтобы запретить Украине поставлять нам сыр. А в том, чтобы этот сыр был сделан из молока. И даже если он будет состоять не только из молока, то его тоже можно будет поставлять, но уже под названием «сырный продукт». Мы имеем право диктовать подобные условия. Тем более что Россия прекрасно может обойтись без украинского сыра вообще. Он занимает около 7% рынка, которые легко будут замещены российскими сыроделами и той же Белоруссией. В случае возможного запрета, потребитель не почувствует ни дефицита, ни роста цен. Правда целиком на стороне Роспотребнадзора.