Фото: REUTERS/David Gray
Компания Apple была вынуждена приостановить продажи своего последнего смартфона – iPhone 4S – в китайских магазинах из-за ажиотажного спроса. Перед началом продаж у Apple Store’ов столпилось столько людей, проявлявших признаки нетерпения и агрессии, что администрация сочла за благо не открывать двери вовсе (заказать новый айфон теперь можно только через интернет). Их можно понять: в прошлом году на старте продаж iPad2 разбивали стеклянные конструкции в магазинах, резались стеклом, давили соседей по очереди. Как результат – несколько серьезных травм. Сейчас народу было еще больше, и менеджеры испугались, что могло дойти до смертоубийства со всеми вытекающими для Apple последствиями, и решились на невиданный доселе шаг. Очереди и давка перед Apple Store’ами – нередкое явление во всех странах. Но в Китае все это приобретает гипертрофированные очертания. Почему?
В прошлом финансовом году продажи компании в Китае взлетели шестикратно | Самый краткий ответ на вопрос – потому что в Китае вообще все гипертрофировано. Ну а если конкретней, то истоков проблемы три – экономический бум, политика Apple и менталитет китайцев. Мировой кризис не сильно затормозил экономику Поднебесной – она растет на 8–10% в год. Девайсы от Apple – скорее предмет роскоши для среднестатистического китайца. Но это не препятствие для распространения, а скорее стимул. |
В Apple хорошо знают китайского потребителя и умело играют на его слабостях | Они в Apple что, правда идиоты? Совсем наоборот. Они хорошо знают китайского потребителя и умело играют на его слабостях. Главную слабость можно описать выражением «понты дороже денег», хорошо знакомым россиянам. Но мы ведь помним, что в Китае все гипертрофировано. Он стал центром производства подделок (или «реплик», как именуют поддельные Rolex их продавцы) не потому, что эта шелуха сбывается куда-нибудь в Россию, а потому что именно в Китае главный, огромный рынок таких подделок. |
Маркетологи яблочной компании эти исследования наверняка читали. Apple дает китайцам понты и получает много, очень много денег. Китайские Apple Store’ы – не просто магазины. Это дворцы из стекла и металла, расположенные в самых престижных местах. Очень характерен шанхайский дворец Apple. Он находится на главной площади делового центра Шанхая, среди знаменитых небоскребов. Вообще-то на этой площади нет зданий, все магазины расположены в торговом центре под площадью. И Apple Store там же. Но он не скрыт под землей: у него отдельный вход прямо посреди площади, представляющий собой стеклянную башню с огромным светящимся яблоком. У входа стоит привратник, открывающий дверь и приветствующий клиентов. Разве кто-то посмеет сказать, что это не роскошь? Так Apple удается продавать миллионы своих устройств и при этом позиционировать их как товар для избранных. Вряд ли они могли добиться такого эффекта, если бы Apple Store’ы встречались в Китае также часто, как в Калифорнии.
Дорожку Apple протоптали премиальные бренды вроде Gucci и Louis Vuitton | Apple, конечно, не единственная и далеко не первая компания, которая смогла достигнуть такого маркетингового успеха. Дорожку ей протоптали премиальные бренды вроде Gucci и Louis Vuitton. Они еще до Apple строили бутики-дворцы из стекла и стали. Они успели создать культ, особенно заметный в богатом Гонконге, где, кажется, каждая вторая сумка — от Louis Vuitton (а в городах попроще, конечно, мелькает множество подделок разной степени похожести). |