Фото: Reuters

Пятница, 13 января стала для Италии тяжелым днем. Сначала рейтинговое агентсво Standard & Poor's уронило рейтинг Италии аж на два пункта, до BBB+, впервые за всю историю выгнав страну в серию «B». А потом, в 21.30 по местному времени (в Москве уже начали праздновать Старый Новый год) огромный лайнер Costa Concordia, на борту которого находились 4232 человек, три тысячи туристов и около тысячи членов экипажа, напоролся на риф и почти пошел ко дну. Сколько именно человек было на борту, никто не говорит, но кроме туристов, матросов, механиков, там находилось огромное число затейников, крупье, массажистов, фитнес-специалистов, танцоров, балерин и т.д. и т.п.

Что представляет (или представлял) этот лайнер можно посмотреть здесь. Там же значится, что «это корабль, на котором вы ощутите все прелести морского отдыха». И еще: «название лайнера символизирует мир и гармонию». Действительно, Concordia по-итальянски означает «согласие», но ни в спасательных действиях, ни в версиях о причинах трагедии согласия совсем не было и нет. Пока можно сказать только: «Она (почти) утонула».

Ночью пришли сообщения, что погибли 3 человека, около 40 считаются пропавшими, много раненых. Почти сразу же стало известно, что капитан покинул тонущий корабль хоть и не первым, но и не последним. Экипаж тоже пытался сбежать вперед пассажиров (да еще «отпихивая ногами женщин и детей»). Пассажиров почти два часа томили в неведении или обманывали. Тревогу подняли только тогда, когда уже стало очевидным, что лайнер кренится слишком сильно. Был и страх, и паника. Шлюпок не хватало, потому что многие из них заклинило. И даже вертолеты не смогли поднять всех, и десяткам людей пришлось бросаться в воду и самим плыть к берегу.


На борту была одна итальянская журналистка, которая почувствовала удар, и когда погас свет, пыталась выяснить у коллег на земле, может что говорят в новостях. Но тогда еще ничего не говорили. Потом она сама позвонила спасателям – это не посреди Атлантики, мобильники работали. А вот капитан подал сигнал «mayday» с огромным опозданием, поздно начали и эвакуацию.
На борту круизного лайнера было более сотни россиян. К счастью, они все спаслись. Говорят, что россиянам помог Старый Новый год: они праздновали его наступление и поэтому еще не легли спать, когда корабль начал тонуть. Хотя в 21:30 ложились и так только совсем пожилые туристы. Возможно, россиянам помогли еще и недоверчивость и здравый смысл: если тебе говорят «все ОК, оставайтесь в кабинах», а судно сильно кренится, то лучше попытаться выйти на палубы.
Установить причины катастрофы пока трудно. Сейчас самой ходовой стала версия ошибки капитана (или штурмана). Они случайно или намеренно, чтобы показать себя и поприветствовать местных жителей, подошли слишком близко к берегу. (Вот здесь можно посмотреть на карте, как все это было. Говорят, такие маневры уже стали традицией этих круизов. А может, капитану помахала платком местная красавица, и он захотел поближе ее рассмотреть? 


Пока капитан Франческо Скеттино божится, что он шел правильно, а риф на карте вообще не был обозначен. Ходят слухи, что капитану даже береговая служба говорила вернуться на тонущий корабль, чтобы руководить эвакуацией, но он не вернулся. Что заставило его покинуть судно? Страх или что-то еще? Пока его посадили с обвинением в халатности, приведшей к человеческим жертвам. Нашли и «черный ящик», его еще расшифровывают.
Водолазы ищут людей на затопленном судне. Удалось спасти двух корейских молодоженов, которые не слышали ни удара, ни тревоги. Оказавшись запертыми в кабине, они сутки ждали помощи. Спасли и комиссара лайнера Маррико Джампетрони, который руководил эвакуацией, спас многих людей и, проверяя один из салонов, упал, скатился и сломал ногу (его уже называют героем). Водолазы исследуют каждую затопленную каюту. Пока нашли 6 погибших, 16 человек (6 членов экипажа и 10 туристов) числятся пропавшими без вести. Говорят, что на судне слышны посторонние звуки, поэтому есть надежда найти кого-нибудь еще живыми.
На корабле длиной 290 метров, самом большом в компании Costa Crociera (но, кстати, это не самый большой лайнер в мире, рекорд принадлежит Oasis of the Seas с 360 метрами) остается около 2400 тонн горючего, которые могут вытечь в море. Попытка выкачать топливо может нарушить неустойчивое состояние судна, и оно окончательно утонет. Поэтому сейчас идет в первую очередь операция по спасению людей, а потом уже начнут выкачивать топливо. 
На это может уйти более двух недель. Рядом с местом трагедим дежурят специальные суда, которые попытаются собрать топливо, если оно выльется в море. «Приоритетная задача – обеспечить безопасность выживших, но мы также готовы принять меры, чтобы избежать экологической катастрофы. Мы работаем над этим», – заявил министр окружающей среды Италии Коррадо Клини.
Лайнер, который застрахован на 450 млн евро, может вызвать экологическую катастрофу и привести к ущербу на многие миллиарды. Дело в том, что тонет он в заповедных местах, рядом прекрасные и дорогие пляжи. А выплаты компенсаций могут достигнуть 3 млрд евро. Поэтому сама компания, скорее всего, разорится. Уже весь прошлый год она несла значительные убытки (из-за кризиса в Европе и, в частности, Италии), а теперь ей совсем трудно будет выкрутиться.
Разбитое и почти затонувшее судно стало символом сегодняшней Италии. Ее экономика еще не рухнула окончательно, но финансовые атаки и понижение рейтинга международными агентствами погружают ее все глубже в кризис. Пока еще Италия остается на плаву. Но если несколько месяцев назад о выходе Италии из Еврозоны говорили только теоретически, сейчас разговоры обрели вполне конкретный оттенок. Когда начал тонуть корабль, оказалось что итальянцы к этому не готовы, не смогли организовать спасение и устроили панику. Есть ли надежда, что при спасении итальянской экономики они будут действовать иначе? Хочется верить, что да, хотя времени на спасение как людей на корабле, так и страны остается все меньше.