В прошедшую пятницу рейтинговое агентство S&P понизило суверенные кредитные рейтинги 9 из 17 стран еврозоны, в том числе Франции и Австрии (рейтинги обоих государств – с высшего AAA до AA+ с негативным прогнозом), а также Италии (до BBB+), Испании (до А) и Португалии (до ВВ); рейтинги последних трех стран были понижены сразу на две ступени с негативным прогнозом. Теперь в Еврозоне только Германия, Нидерланды, Финляндия и Люксембург сохранили высший кредитный рейтинг. С другой стороны, только у таких стран из зоны евро, явно находящихся в разгаре серьезнейшего финансового кризиса, как Португалия, Греция и Кипр, рейтинг ниже, чем у России, в благополучии государственных финансов которой вроде бы никто не сомневается. Иначе говоря, с точки зрения S&P, кредитное качество правительств Испании, Италии и даже Ирландии до сих пор выше, чем российского. Такое положение кажется абсурдным. Действительно, российский государственный долг к ВВП составляет всего 9%, в Испании – 64%, а в Италии – 120%. Дефицит испанского бюджета в 2011 году составил 8,1% ВВП, итальянского – 4,3% ВВП, а российский бюджет, по оценке министра финансов Антона Силуанова, был в прошлом году сведен с профицитом в 0,8%. В чем логика? Конечно, об этом, в первую очередь, стоит спросить само агентство, и оно, уверен, предоставит аргументированный официальный ответ. Но, на взгляд со стороны, причины две. Во-первых, это динамика. Рост российского рейтинга, конечно, затормозился в последние годы (рейтинг даже был снижен на одну ступень в декабре 2008 года), но, тем не менее, только по версии S&P, с 2000 года произошло девять повышений. За тот же период, рейтинг Италии был понижен четыре раза. Конвергенция, реальная и отраженная в рейтинге, налицо. И хотя общеизвестно, что экстраполяция в экономике и финансах не работает, можно, все-таки, предположить, что сближение рейтингов продолжится – если не за счет повышения рейтинга нашей страны, то, наверное, за счет снижения рейтинга периферийной Европы. Вторая причина, похоже, чисто российская. В понедельник другое рейтинговое агентство, Fitch Ratings, подтвердило рейтинг России на существующем уровне и сняло прогноз на повышение. Таким образом, у России нет сейчас прогноза на повышение рейтинга по версии ни одного из ведущих агентств – S&P, Fitch Ratings и Moody’s. И дело здесь не в сырьевой зависимости, или, точнее, не только в ней. Например, то же S&P повысило рейтинг Казахстана до уровня ВВВ+ (на одну ступень выше России) еще в декабре прошлого года, а ведь Казахстан зависит от нефти как минимум не меньше, чем Россия, однако проводит весьма консервативную бюджетную политику. Что касается России, то дело, похоже, в том, что у агентств нет четкого понимания того, как будет выглядеть бюджет страны в ближайшие годы, у нас сейчас уже несколько лет не действует бюджетное правило, ограничивающие трату нефтегазовых доходов бюджета – ни де-юре, ни де-факто. В результате цена на нефть, при которой балансируется федеральный бюджет, достигла почти $120 за баррель и никаких официально принятых конкретных среднесрочных планов по снижению этой планки и возвращению бюджетного правила сейчас нет. Тем не менее, в последние дни сразу в двух программных документах – «проекте предвыборной программы, утвержденной на XII съезде Всероссийской политической партии «Единая Россия» при выдвижении Владимира Путина кандидатом на должность Президента Российской Федерации», опубликованном на сайте кандидата в президенты Владимира Путина и в его же статье, опубликованной в газете «Известия» 16 января, появились прямые указания на необходимость жесткой бюджетной дисциплины. Остается ждать когда, в случае победы кандидата на выборах, эти указания превратятся в четкую и конкретную программу, а тогда и повышения рейтинга России, наверное, не заставят себя ждать.