Фото: РИА Новости/Григорий Сысоев

Я не собирался ничего писать про новый сервис Futubra от Mail.ru – потому что писать было нечего. Все, в общем, и так понятно. Но сегодня мой аккаунт в этом сервисе зафрендил пользователь с ником «Полный 3,14здец». Записи пользователя в полной мере соответствуют названию. И мне стало так обидно за компанию Mail.ru, что я решил этой обидой поделиться. У Mail.ru Group есть целый ряд проблем (не финансовых, к счастью). Но одну бы я назвал самой главной. В недавнем интервью с руководителем «Мэйла» Дмитрием Гришиным я о ней упоминал. Если выразить ее одним словом, то это имидж, образ в глазах пользователей и участников рынка. Имидж – это то, из-за чего известные в российской IT-тусовке люди называют компанию «трэш-холдингом» и пишут полные ненависти отзывы на продукты компании. Замечания в подобных статьях часто справедливы, но тон сложно объяснить какими-либо объективными причинами. А из-за этого самого тона «лидеров мнений» сколько-нибудь качественная аудитория будет держаться подальше от любого проекта «Мэйла». Так уж получилось, что продуктами Mail.ru Group пользуется та часть Рунета, что попроще. Она велика и будет еще некоторое время расти просто потому, что растет сам Рунет. Поэтому «Мэйл» пока не бьет в набат – хотя следовало бы. Сколько-нибудь продвинутые пользователи предпочитают Gmail и Facebook, демонстративно воротят нос от почты на mail.ru и «Одноклассников». Так закрепляется негативный имидж компании, качество аудитории не растет. А те самые пользователи попроще, которые составляют аудиторию «Мэйла», все-таки тоже хотят считаться продвинутыми и со временем вслед за лидерами мнений смещаются на другие площадки. Пока этот эффект сглаживается взрывным ростом Рунета. Но это пока. Все, что я рассказал до сих пор, довольно банально, очевидно и искушенным пользователям, и руководству компании. Гришин в своем интервью признал: это его беспокоит. Но на вопрос, что он собирается с этим делать, ответить не смог, отметив, что получит если не революцию, то забастовку даже если просто перенесет кнопочку «Выход» на другое место. Достаточно слабое оправдание, мягко говоря. Тем более, что проблема далеко не только в дизайне продуктов. Нельзя сказать, что «Мэйл» ничего не делает для изменения ситуации. Как ни странно, именно «Футубра» могла стать первым маленьким шажком к обновлению. Да, в лучших традициях «Мэйла» (как и Рунета в целом, надо сказать ради справедливости) функционал и даже в какой-то степени дизайн новой соцсети скопирован с западных аналогов. Но в самой компании постарались сделать этот проект как можно более обособленным. Команду разработчиков даже посадили отдельно, чтобы оградить от корпоративных практик «Мэйла» (не уверен, правда, что это удалось). Гришин сообщил нам, что не собирается «нагонять трафик» из других своих проектов, что у «Футубры» свой путь и развиваться она будет самостоятельно. Это замечательно, это могло бы стать реальным шагом к тому, чтобы создать в рамках компании проект с более качественной аудиторией. Но, похоже, не получилось. Юзер «Полный 3,14здец» – это сейчас лицо «Футубры», которую заполонили боты, спамеры и просто любители смешных картинок. «Создавая Футубру, мы, прежде всего, думали о людях, похожих на нас с вами – активных, интересующихся новыми технологиями, мобильных, стремящиеся быть в курсе событий, познающих мир и открытых для всего нового», – пишут создатели нового сервиса. Но почему-то таких людей там сейчас не видно. И вряд ли они туда придут, увидев, что творится в новой соцсети. Не хочется делать поспешные выводы, но, похоже, проект погребен под горой мусора в первые же дни существования. Я рад за разработчиков, которые руководствовались, как они говорят, progressive enhancement и не руководствовались graceful degradation (что бы это все ни значило). Но главное для соцсети содержание, а не форма. О содержании почему-то никто не подумал. «Футубру» делали как бы внутренним стартапом Mail.ru. Это в некотором роде эксперимент. Черт возьми, в рамках эксперимента можно было бы себе позволить поэксперементировать с моделью запуска проекта, а не делать все по принципу «код написан, дизайн нарисован, теперь в бой!» Массового пользователя, который пришел на сайт в день запуска, встретили только несколько куцых аккаунтов, которые скорее демонстрировали функционал сайта, чем представляли интересный контент и определяли среду, – вроде Movie_Observer или Самостоятельный путешественник. Аналогичная ситуация была в момент открытия регистрации на Google+, и то, что произошло с ее российским сегментом, лишний раз подтверждает, что сейчас мало просто запустить проект и ждать, пока в нем зародится разумная жизнь (жизнь-то зародится, но разумная ли?). Необходимо тонко и грамотно работать с аудиторией. Напомню, что Facebook и даже его российский аналог «ВКонтакте» начинались как соцсети для избранных. Попасть туда можно было только по приглашениям – и то, если пользователь соответствовал определенным критериям. С успешными и умными коллективными блогами вроде habrhabr.ru и dirty.ru было (и остается) примерно то же самое. У Mail.ru был шанс провести свой эксперимент так, чтобы случайные люди по крайней мере поначалу на сайт не попадали. «Футубра» рассчитана на визуальный контент. Подобный сервис сам бог велел использовать группам дизайнеров, фотографов, художников. Что мешало начать распространение инвайтов среди студентов и преподавателей профильных учебных заведений, среди сформировавшихся уже в интернете профессиональных групп? Что мешало подключить к работе популярных интернет-пользователей, путешественников? В этом случае пришедший на сайт пользователь обнаружил бы там не чистое поле, а пусть еще небольшую, но вполне сформировавшуюся среду, которая диктует свои правила поведения. Вместо этого создатели отдали Рунету на растерзание пустую площадку, где можно творить все, что угодно. Результат несложно было предсказать. Есть такая теория разбитых окон. Если разбитое окно некоторое время не заменяется, то скоро в здании, а потом и во всем квартале перебьют все окна. Теория многократно проверена на практике. Среда диктует поведение – и именно поэтому мы приличней ведем себя, выезжая в Западную Европу, поэтому не гадим в сформировавшихся на Западе соцсетях. Progressive enhancement – это замечательно. Я действительно рад, что разработчики изучили теории интернет-программирования. Но «Футубра» – это соцсеть, а не фотохостинг. Поэтому неплохо было бы изучить и основы социологии. Без этого все проекты Mail.ru так и останутся зданиями с разбитыми окнами.