Когда в курсе микроэкономики преподается ценовая дискриминация второго рода, мы часто используем пример тарифов на мобильную связь. Для того, чтобы не упустить потенциальных потребителей, компании мобильной связи предлагают каждой категории потребителей свои тарифы. Тем, кто говорит много, подойдет тариф с большой ежемесячной платой, но с низкой поминутной ставкой. Тем, кто говорит мало – тариф с минимальной ежемесячной платой, пусть и с высокой стоимостью минуты разговора.
Это – классический пример, но на практике гораздо важнее дискриминация не по количеству звонков или минут, а по способности или желанию читать мелкий шрифт. Менее занятые люди внимательно читают условия тарифов, участвуют в специальных акциях, гоняются за скидками – и экономят существенные деньги. Более занятые люди не успевают вникнуть в детали тарифа – и расплачиваются тем, что компании собирают с них больше денег.
Типичный пример – это счета за международный роуминг компании МТС (я никогда не был клиентом других компаний, поэтому про них говорить не буду). Предположим, что вы – клиент МТС, что у вас включена голосовая почта, и что Вы бываете за границей. Вы – человек опытный, и знаете, что роуминг стоит безумно дорого (больше $2 за минуту). Поэтому когда вы находитесь за границей, вы стараетесь лишний раз не брать трубку. И, тем не менее, раз за разом получаете счета на многие тысячи рублей. Вы смотрите в детализированный счет и видите, что это плата за множество принятых вами звонков за пределами России. Вы удивляетесь и говорите себе, что надо все же не поддаваться соблазну и не снимать лишний раз трубку в роуминге.
В чем здесь подвох? Я не зря упомянул голосовую почту. Когда вы не берете трубку, звонящий попадает на автоответчик. Даже если он немедленно вешает трубку, МТС считает это принятым звонком (ведь голосовая почта сняла трубку!), и списывает со счета минимум 66 рублей. Представьте, что у вас 15 таких «звонков» в день – вот и потеряна ни за что ни про что тысяча рублей. На всякий случай: средний счет клиента МТС – это 300 рублей, причем не в день, а в месяц).
Кто виноват? Вы, потому что не прочитали мелкий шрифт, подключая услугу голосовой почты. Конечно, возникает вопрос о том, насколько этична бизнес-модель МТС, насколько соответствует общепринятым правилам бизнеса зарабатывать на не оказанных услугах. Очевидно, что плата за не принятые звонки в роуминге – это важная часть доходов МТС; для часто путешествующих клиентов плата за не принятые звонки в роуминге может быть больше, чем все остальные платежи вместе взятые. Перед тем, как писать эту колонку, я спросил у директора МТС по связям с общественностью Елены Кохановской, не собирается ли МТС публично рассказать об обнаруженной мной проблеме. Елена ответила отрицательно, и сказала, что это типичная ситуация со всеми операторами. Видимо, брать деньги за не принятые звонки с тех, кто не читает мелкий шрифт, – это действительно часть ценовой стратегии мобильных операторов. Еще одно подтверждение тому – непрозрачность счета, где непринятые звонки отображаются как принятые.
Что можно этому противопоставить? Неужели придется читать мелкий шрифт каждый раз, когда имеешь дело с мобильным оператором? К сожалению, придется – если не хотите потерять много денег. Впрочем, есть и другой способ сэкономить время – объединить усилия. Если уж вы прочитали мелкий шрифт и обнаружили подвох, не забудьте предупредить других об этом. Информация в форумах и блогах сегодня распространяется очень быстро, поэтому вы сможете помочь сотням тысяч собратьев по несчастью, у которых пока не хватило времени прочитать мелкий шрифт.
Надеюсь, что и мой совет будет вам полезен: если хотите сэкономить в роуминге, отключайте голосовую почту всякий раз, когда отправляетесь за рубеж (или отключите голосовую почту совсем). Мне это помогло: мои счета за роуминг сократились больше чем в 10 раз.