Михаил Прохоров. Фото: Reuters/Sergei Karpukhin
Опубликованные тезисы программы (обещает этот документ всестороннее развитие страны под лозунгом «Настоящее будущее») Михаила Прохорова оставляют двоякое впечатление. С одной стороны, проблемы, упомянутые в программе, реальны, а предложенные методы их решения вполне могут обсуждаться. С другой стороны, скажем, единомоментный отказ от всех механизмов «вертикали власти» и коррупционной системы народного хозяйства в России вряд ли возможен. Например. Свободные выборы в Госдуму с неизбежностью приведут левопопулистское большинство к власти в нижней палате парламента. Любезные – возьмем в качестве аксиомы – сердцу Прохорова правые не наберут по стране и 15% все вместе – просто не успеют доказать свою вменяемость. А учитывая крайне «высокую» способность либералов разных мастей договариваться, их и вовсе может не оказаться в Госдуме при самых честных выборах, даже если снизить барьер до 3%. Или же там окажется только пара «тушек» от лево-демократического «Яблока». Плюс большие фракции коммунистов, эсеров, жириновцев и того, что за полгода успеет образоваться на месте «Единой России» (то, что там все развалится, стоит подуть ветру перемен, сомнений нет никаких). Плюс группы региональных лоббистов. Как Прохоров себе представляет в таком случае свое правительство? Он же обещает. Что, Дума будет персонально утверждать каждого министра? То есть он обрекает себя либо на сосуществование с левым правительством (плюс примкнувшие жириновцы), либо на покупку лояльности Госдумы. Чем второй вариант лучше «суверенной демократии» решительно неясно. Разве только более широкой возможностью для бизнеса закупать места в «левых» фракциях. Только вот тогда сокращение любых бюджетных расходов будет затруднительно, а увеличение налогов с «крупняка» почти нереально. Зато Прохоров обещает царский подарок думским лоббистам – господдержка предприятий будет отменена, но вместо нее будет стимулирование спроса на их продукцию. Решать эти вопросы будет Госдума. То есть в России «по Прохорову» «АвтоВАЗ» пойдет за программой «автохлам» в Госдуму. «Автохлам» все равно будет, но не посредством путинского решения по просьбе Чемезова, а после длительных и ресурсоемких переговоров с ведущими думскими фракциями – а точнее, с их владельцами. Жириновский с Зюгановым и отдельные единороссы должны молиться на программу Прохорова, как на распятие или «Капитал» Маркса – по вкусу. Или Прохоров обещает вернуть прямые выборы губернаторов и мэров, а также ввести выборы сенаторов. Замечательно! Оставим то соображение, что выборы мэров находятся в компетенции самих муниципалитетов и отчасти регионов. Однако прямые выборы губернаторов (с оговорками) уже предложили участники властного тандема. Дьявол там всегда в деталях, а деталей Прохоров предусмотрительно не сообщает. Возвращение к всевластию региональных баронов, пусть и «законноизбранных»? Лужкова с супругой давно не видели? Добиться роспуска избранной Государственной Думы? Великолепно, но... действующее законодательство не позволяет распустить Госдуму за год до и через год после ее избрания. Так что быстро не получится, а нужно ли будет это через полгода после президентских выборов – вопрос. Опять-таки вопрос в том, будет ли новая Госдума по фракционному и персональному составу хоть чем-то полезнее для страны. Сократить 30% чиновников до 2014 года – просто великолепно! Госаппарат неэффективен, а штаты раздуты. Однако механическое сокращение чиновничества приведет к увеличению нагрузки на бюрократию. А здесь уже недалеко до того же 30-процентного увеличения сроков согласования тех или иных решений, 30-процентной задержки денег от федерального центра подведомственным учреждениям в регионах (скажем, школам и больницам) и бог еще знает чего. Или же ведомства, как уже бывало, ограничатся сокращением незанятых и так вакансий, да выведут за штат уборщиц и охрану, плюс отдадут аналитику на платный аутсорс в подведомственные структуры и институты? Даже проведенное постепенно и умно сокращение без должного и просчитанного (обязательно – просчитанного, с учетом рисков и аппаратных последствий) анализа может обернуться, скажем, ростом коррупционной ренты. Как будет бороться в этом случае с коррупцией новоизбранный президент? Очевидно, посредством неподкупных силовиков, завезенных либо из Европы и Китая, либо вовсе с Марса. Впрочем, нет. Коррупция в силовых органах будет побеждена, поскольку будет создан «специальный орган по борьбе с коррупцией в силовых ведомствах», подчиненный премьер-министру. Видит бог – на эффективность «специальных органов», комиссий и прочих комитетов мы за последние много лет насмотрелись, взять хоть тот же Следственный комитет. Дела тянутся, толку чуть. Система такая, что новые силовики коррумпируются на новых должностях еще до посадки старых. Такие нестыковки или сознательный уход от конкретики можно обнаружить почти в любом пункте программы Прохорова, а их там несколько десятков. Нет ответа и на главный вопрос: а за чей счет и в какие сроки? Если бизнесу налоги надо будет снизить, расходы на медицину увеличить, писателям и кинематографистам раздать гранты, ввести социальные льготы защитникам Отечества. Откуда деньги? Допустим, армию сократим, ну полицию по бюджетам прижмем, ну остальных силовиков чуть заузим. Получается какая-то до боли знакомая картина, чреватая для самого кандидата-реформатора. Обещанные Прохоровым реформы, проведенные единовременно и всего за четыре года – сам же он обещает летом 2016 уйти в отставку – несут риски для самого потенциального президента. Ведь если вдуматься, на чем будет вообще держаться власть Прохорова в случае реализации его программы? Слабый кабинет министров, созданный путем многочисленных согласований с Госдумой. Строптивый парламент, с задающими тон левыми разных мастей. Озлобленные силовики, полиция и военные, в ведомствах которых безуспешно пытается проводить люстрации «специальный орган», быстро превращающийся в место для «порешать вопросы». Постепенно наглеющие «назначенные» некогда губернаторы. Поднимающий голову на глазах крупный бизнес. Растаскиваемый лоббистами всех мастей госбюджет. И слабый, при наличии больших полномочий, президент.Добро пожаловать в Новый, 1999 год! Тогда у коммунистов не не хватило пары десятков голосов для импичмента президенту Ельцину. Если президентом будет Прохоров, а его программа будет целиком проведена в жизнь, у них появляется неплохой шанс на реванш. Правда, если ориентироваться на обещания иных кандидатов и текущие рейтинги, у нас пока больше шансов на возвращение в 2002–2004 годы. Опять-таки снижение цен на нефть до 70 долларов экономисты обещают.