Торстен Хейнс. Фото: Reuters/Geoff Robins

Руководство компании-производителя мобильных устройств BlackBerry ушло в отставку. Вместо Джимм Балсилли и Майка Лазаридиса, новым руководителем RIM станет Торстен Хейнс. Он перешел в RIM в 2007 году из концерна Siemens AG и занимал в компании пост операционного директора.

Эту кадровую новость никак нельзя назвать обычной. Лазаридис и Балсилли возглавляли компанию на протяжении 20 лет. Последние несколько лет оба были объектами насмешек, именно их небезосновательно винили во всех бедах компании. Именно они стали живыми символами упрямого, негибкого менеджмента – менеджмента, который невозможен в современной высокотехнологической компании. И вот, казалось бы, рынок все расставил по своим местам. Но, на самом деле, рынок пытаются обмануть. 

Порой, оказавшись вовлеченными в катастрофические события, люди отказываются принять серьезность ситуации и делают вид, что все в порядке. Так, в недавней катастрофе круизного лайнера капитан до последнего отказывался признаться, что идет ко дну, ссылаясь на малозначительные проблемы с электрогенераторами, которые он как-нибудь исправит сам.

Причины такого поведения понять легко. С одной стороны, мозг в принципе отказывается верить, что происходящее возможно. Что прочное, надежное, несокрушимое оказалось разрушено. С другой – давит груз персональной ответственности, боязнь, что обвинят тебя. И хочется все исправить своими силами. Все это по-человечески объяснимо, даже вызывает некоторое сочувствие – все мы люди. Вот только тонущему кораблю такое поведение еще ни разу не помогло.

Поведение руководства RIM сегодня в точности соответствует описанной модели. Компании все хуже и хуже, она практически потеряла свои ключевые рынки – последний отчет по США крайне неутешителен – лишь 6% покупателей выбирали смартфоны BlackBerry в последнем квартале а общая доля рынка снизилась ниже 15%. Перемены в компании, в ее стратегии не то что назрели – они перезрели, возможно точка невозврата уже пройдена и компанию не спасти.

Поэтому сегодняшние известия о том, что RIM меняет своих CEO, первоначально вызвали энтузиазм – мало кто хочет, чтобы компания покинула рынок, в конце концов, чем больше сильных игроков, тем лучше. Каким бы плохим не было отношение к продукции RIM, все же большинство участников рынка надеются на лучшее, на то, что компания сможет возродиться. Смена CEO и последующая за ним радикальная смена курса могли бы быть первым шагом в новом, верном направлении. Тем более, что терять уже фактически нечего.

Однако, при ближайшем рассмотрении становится очевидно, что надежды не оправдались. Даже наоборот – опасения лишь усилились. Во-первых, бывшие co-CEO Майк Лазаридис и Джим Бэйзил никуда не уходят – они получают в компании ответственные посты. Лазиридис, словно бы в насмешку, назначен ответственным за инновации. Новый же CEO Торстен Хейнс не только не собирается менять курс – в своем видеообращении он убеждает нас: то, что делает RIM, совершенно правильно, компания в данный момент процветает, а дальше будет только лучше. 

Заявление о том, что с 2007 года RIM стала существенно круче, что сегодняшняя RIM значит на рынке куда больше, чем тогдашняя, отдают откровенным бредом. С другой стороны, не может же Торстен ругать собственную работу – в 2007 он как раз отвечал за продуктовую линейку RIM – это именно ему мы, судя по всему обязаны чудищами, которые в последние четыре года плодили канадцы.

Все выглядит как в стародавнем хите «Наутилуса» – «никто не хочет и думать о том, пока «Титаник» плывет». Непонятно, что может спасти BlackBerry, но бездействие и самоуверенность уж точно не помогут. В такой ситуации, вообще непонятно, зачем было менять CEO. Может быть, чтобы Лазаридису и Бэйзилу не пришлось отвечать, когда компания рухнет? Может быть, это попытка поднять стоимость акций, на фоне чего легче вести переговоры о продаже бизнеса?

В любом случае, попытка неудачная, на сторонних наблюдателей происходящее производит жутковатое впечатление – беспечность в эпицентре катастрофы всегда ужасает. Если так и дальше пойдет, до конца года RIM не дожить.