Накануне поздно вечером перед участниками Всемирного мобильного конгресса выступил главный гость всего мероприятия – Марк Цукерберг. Основатель Facebook поднялся на сцену вместе с автором книги «Социальная сеть» Дэвидом Киркпатриком, с которым они почти час обсуждали самые разнообразные темы. Вот главные моменты беседы:
Марк Цукерберг в очередной раз объяснил, зачем Facebook заплатила почти $20 млрд за WhatsApp.
«Если у нас получится, WhatsApp превратится в огромный бизнес. Очень скоро количество их пользователей превысит миллиард. Но если бы они сохранили независимость, потом им пришлось бы сфокусироваться на других задачах. А с нами они могут думать лишь о том, как подключить к своему сервису еще два миллиарда».
Главной темой дискуссии стала иниициатива под названием Internet.org – объявленный еще в прошлом году союз Facebook и нескольких других компаний, цель которого – предоставить базовый доступ к сети для всего мира. Заметно, что Цукерберг окончательно освоился в роли идеологического лидера Кремниевой долины. Он признал, что пользователи Facebook – это фактически привилегированная часть человечества, и следующие десять лет хочет подключить к интернету еще 3 млрд людей.
«У большинства людей на планете нет интернета. Все часто говорят, что в мире более 5 млрд мобильных телефонов. И многим кажется, что скоро у всех появится интернет. Но это не так. Мы считаем, что должен существовать набор базовых сервисов, к которым доступ должен быть у всех: мессенджеры, социальные сети, прогноз погоды... »
Цукерберг видит три способа достижения поставленной цели: развитие инфрастуктуры, снижение стоимости доступа к интернету, создание более экономных приложений. Сейчас Facebook и остальные члены коалиции Internet.org находятся в активном поиске партнеров среди мобильных операторов, которые помогли бы воплотить это видение в жизнь. Зачем это последним? Цукерберг уверен, что в отдаленной перспективе провайдеры смогут на этом зарабатывать. Бесплатные сервисы станут своеобразной приманкой для людей в развивающихся странах мира, которые пока не видят в интернете смысла. Для Facebook это будет не менее выгодно.
«Я пока не могу описать конкретную рекламную бизнес-модель, которая позволит нам зарабатывать... Я также думаю, что какое-то время мы будем терять деньги. Но если смотреть на результаты в Филиппинах [где Internet.org сотрудничает с местным оператором Globe Telecom], то мы видим, насколько активнее люди начали пользоваться Facebook. Я уверен, что рано или поздно это начнет приносить прибыль».
Цукерберга несколько раз спросили, собирается ли Facebook вновь попытаться купить Snapchat.
«Послушайте, если вы недавно купили компанию за $16 млрд (это без учета бонусов), высоки шансы, что больше ничего покупать в ближайшее время вы не будете».