Зимой мир захватил новый интернет-мем – Neknomination. Хештегом с этим словосочетанием (nek – буквально «взять за воротник», nomination – назначить следующего) отмечают короткие видео, где вы сначала выпиваете какой-нибудь алкогольный напиток, а потом просите сделать то же самое своих друзей. Последние под угрозой онлайн-остракизма должны выполнить требование в течение суток – выпить, выложить ролик на YouTube и назначить следующую жертву. В Великобритании к середине февраля от передозировки алкоголем и нелепых несчастных случаев уже погибли как минимум пять человек, несколько золотых рыбок и один олень. Животное убили, чтобы видео было круче: креативность и изобретательность при употреблении напитка – необходимые условия игры, которая насчитывает уже сотни тысяч роликов. Мы решили разобраться в истории смертоносного мема.

ИСТОРИЯ

Есть подозрение, что neknomination является отголоском нелепой американской алкоигры Icing, где было необходимо подбрасывать ничего не подозревающим приятелям бутылку водки в почтовые ящики и другие неожиданные места. Первые твиты со словами «nek» и «nominate» появились около двух лет назад, но тогда по какой-то причине это не стало массовым социальным явлением. Все изменилось в прошлом году: сначала мем захватил Австралию, а потом – Великобританию.

БЕЗУМИЕ

Сначала видео выглядели относительно невинно. Молодой человек сидит у камина, пьет вино, потом называет друзей, которые должны к нему присоединиться. И в этом сдержанном распитии скорее видится вызов развернувшейся под конец года в Великобритании кампании против потребления алкоголя (Go Sober for October, September, November и так далее). Но скоро все изменилось: с каждым циклом ролики становились все безумнее, а дозы – страшнее. Просто посмотрите вот эту подборку видео.

Первой жертвой принято считать Айзека Ричардсона – молодого сотрудника хостела из Лондона, который выпил коктейль из вина, виски, водки и светлого пива. Потом последовали Бредли Эмис (свое дело сделали выпитые за пару минут две пинты смешанного с заваркой джина), Джонни Барни (пинта пива и неудачный прыжок с моста в реку) и другие.

Как насчет золотых рыбок и оленя? Первых погибло достаточно много: вот, например, неприятный бугай из Дерби запил рыбку коктейлем из сидра, яиц, машинного масла и собственной мочи. Оленя убил Шон Вилсон из Ньюкасла: подвесил за задние ноги вниз головой, вспорол шею и выпил кровь, смешав с алкоголем.

СОПРОТИВЛЕНИЕ

После первых несчастных случаев игру заметила широкая публика. Родители и родственники умерших подростков начали выступать с публичными обращениями в новостях BBC, а пресса миллионным тиражом печатала статьи и призывала остановить распространение мема. Аналитики начали говорить о новом «закате Европы» и опасностях цифрового общества. Если раньше городскому населению угрожала чума, от которой не было спасения, то теперь страшны болезни, передающиеся не воздушно-капельным путем, а через социальные сети. «От смертоносного мема у поколения Facebook нет иммунитета», – рассуждают говорящие головы на телеканалах.

Война с мемом с помощью прессы результатов предсказуемо не принесла, а лишь увеличила его популярность. Родственники погибших обращались к нации через телевидение и газеты с миллионными тиражами, их посты в Facebook получали десятки тысяч лайков. Все было тщетно.

Второй способ борьбы с хештегом придумал южноафриканец Брент Линдекс, который стал национальным героем после того, как отказался пить на камеру, а вместо этого купил сэндвич и кока-колу и отдал их бездомному. Акт доброты он снял на видео, выложил в сеть под хештегом #neknomination и предложил друзьям поступить так же. Постепенно запущенное Линдексом движение начало набирать обороты. Его адепты пытаются забить хештег нерелевантным содержанием, которое как бы говорит: «Давайте вместо того, чтобы пить на камеру и номинировать друзей, вы будете делать добро». Результат был весьма занудный: даже на пике популярности подобные видео не составляли и десятой части от роликов с выпивкой.

СМЕРТЬ

Neknomination действительно не выглядит чем-то симпатичным. Особенно в нынешней стадии, когда быстро проглотить пинту пива уже давно недостаточно: мем эволюционировал. Теперь нужно всех поразить: выпить больше, рыгать чаще, блевать круче. Оленя к тому же действительно очень жалко. Людей жалко чуть меньше: они всегда гибли от чрезмерного употребления алкоголя, просто теперь их смерть сопровождается хештегом. Но мем нельзя остановить. Погибнуть он может только сам. И именно это сейчас происходит.

За последний месяц пик публикаций видео всегда приходился на понедельник. В выходные люди пили и снимали, с началом рабочей недели выкладывали ролики на YouTube. Согласно статистике Topsy, на 3 февраля пришлось шесть тысяч твитов с одиозным хештегом, на 10 февраля – столько же, но уже 17 февраля – пять тысяч, а 24-го – полторы. Кажется, закат Европы еще не наступил. Подождем следующего мема.