Фото: Интерпресс / PhotoXPress.RU

К 1 февраля 2012 года рабочая группа представит президенту проект новой редакции Гражданского кодекса. В том числе, предусмотрены значительные изменения нормативного регулирования деятельности некоммерческих организаций (НКО). К ним относятся, например, правозащитные организации. И вот именно в части НКО сложилась странная ситуация: по состоянию на 19 января положение о размере уставного капитала считалось согласованным рабочей группой при Минюсте. И вдруг заговорили о существенных изменениях. Кроме того, даже согласованные поправки содержат ряд противоречий и неточностей:

Главное: появилась норма, обязывающая некоммерческие организации, ведущие деятельность, приносящую доход, иметь обособленное имущество в размере не менее минимального уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (ООО). Этот пункт вызывал серьезную обеспокоенность в некоммерческом сообществе уже тогда, когда речь шла о 10 000 рублей, предусмотренных для уставного капитала ООО действующим законодательством. Сейчас, когда говорят уже о 300 000 рублей, становится ясно: у многих некоммерческих организаций просто исчезнет возможность зарабатывать деньги самостоятельно. Сейчас НКО разрешена только та деятельность, которая соответствует и служит достижению целей, ради которых она создана. Это правило распространяется и на деятельность, приносящую доход. Причем он не распределяется среди участников и членов НКО, а может быть направлен исключительно на достижение уставных целей. Сокращается число организационно-правовых форм НКО. О необходимости этого давно говорят эксперты и юристы гражданского общества. Вместе с тем, (в настоящий момент рассматривается уже четвертая редакция проекта федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации») неясной остается логика сокращения и перераспределения форм и видов НКО. Например, автономные некоммерческие организации как вид НКО отнесены разработчиками проекта к организационно-правовой форме «Фонд». А религиозные организации, которые в соответствии с действующим законодательством являются членскими (в новой редакции ГК – корпоративные организации) почему-то стали унитарными организациями, основной характерной чертой которых является отсутствие членства. В отношении денег, которые может зарабатывать некоммерческая организация, проект Гражданского кодекса содержит еще одно противоречие. В различных нормах употребляются два понятия: «деятельность, приносящая доход» и «предпринимательская деятельность». Такой подход заставляет сделать вывод, что разработчики вкладывают различный смысл в содержание данных понятий (в действующем законодательстве эти термины в отношении НКО употребляются как правило через запятую, то есть как синонимы), при этом не давая нормативного определения. Такой подход, в случае внесения и принятия этого проекта Госдумой обязательно вызовет противоречия в правоприменительной практике. Вновь появились нормы, которые ранее были исключены из законодательства по причине различного их толкования и возникающих в связи с этим проблем с правоприменением. Например, положение, позволяющее отказать некоммерческой организации в государственной регистрации из-за противоречия устава основам нравственности.

К чему это приведет? Участники круглого стола «Влияние будущих изменений ГК на деятельность некоммерческих, в том числе благотворительных организаций», недавно прошедшего в Общественной палате, отмечали: все изменения можно примерно поровну разделить на позитивные и негативные. Причем даже положительные новации, которые предполагаются законопроектом, потребуют от НКО значительного переустройства порядка привычной деятельности. А негативные моменты не приведут к унификации и консолидации законодательных актов, в том числе регулирующих деятельность НКО – официально заявленной цели реформы. Это может повлечь полную остановку развития гражданского общества в России.