Фото ИТАР-ТАСС/ Анна Шевелева

Год назад на «Слоне» вышла моя заметка «Кому заказывают реформы науки». Теперь пришел черед образования. Эта сфера еще важнее: от работы нанятых Минобрнауки экспертов зависит будущее российских школ и вузов – а значит, будущее страны. На практике наша прикладная образовательная аналитика – закрытая от посторонних и крайне неэффективная область, дающая почву для коррупции и растрат. Широкая публика лишь изредка узнает авторов новаций, как это случилось с многострадальным школьным образовательным стандартом. Но стандарт – только верхушка айсберга, остальное надежно спрятано от посторонних. Почти все отчеты по министерским аналитическим лотам необоснованно закрыты от нас, и никакого «общественного обсуждения» по ним не предполагается. Чтобы хоть как-то приоткрыть завесу тайны над этим болотом, я публикую список организаций, с которыми Минобрнауки заключило в 2011 году контракты на разработку и аналитическое сопровождение образовательных реформ. Сопоставление сумм контрактов и квалификации ряда исполнителей позволяет предположить, почему чиновники и их контрагенты предпочитают держать результаты работ в секрете. Для построения рейтинга аналитических центров я использовал официальную базу конкурсов Минобрнауки. По каждой организации я подсчитал номинальный объем выигранных аналитических лотов, то есть стоимость работ, рассчитанную заказчиком. Реальная стоимость бывает несколько меньше из-за снижения начальной цены, допускаемого на конкурсах по госзакупкам. Вот крупнейшие получатели контрактов (полный список – в конце текста).

Крупнейшие получатели заказов на аналитические исследования
по образованию от Минобрнауки в 2011 году, тысяч рублей


Контракты на пиар, IT, организационное сопровождение реформ и проведение стажировок не учитывались

Источник: База данных «Конкурсы минобрнауки»


В списке хватает известных и авторитетных центров образовательной аналитики – «Вышка», НФПК, «Эврика», институты министерств и РАО, крупные региональные вузы. Однако присутствие в нем целого ряда организаций вызывает вопросы.
Например, Высшая школа управления (не путать с аналогичной структурой Академии госслужбы). Судя по сайту, эта частная организация занимается в основном корпоративными тренингами и обслуживанием «нашистов». Тем не менее, она сумела обыграть могучую Высшую школу экономики, причем, предложив по ряду контрактов более высокую цену. Полагаю, дело в том, что ректор ВШУ до 2006 года возглавляла управление высшего образования Минобра. А еще в числе совладельцев, согласно базе СПАРК, значится небезызвестный комиссар движения «НАШИ» Мария Кислицына (раньше там же значился и Василий Якеменко). Самостоятельно выполнить работы ВШУ не может, в чем честно признается на своем сайте. Это не помешало ей занять почетное третье место в нашем рейтинге и освоить около 207 млн рублей от министерства образования и науки.
Еще примечательней связка ЗАО «Лаборатория образовательных и социальных программ» – ООО «ВЕЖА» (первая – дочерняя компания второй, адреса совпадают). Опрошенные мной образовательные специалисты ничего не знают про квалификацию этих фирм, осваивающих пару сотен миллионов министерских рублей. На сайте ЗАО «ЛОСП» не указаны не только сведения о сотрудниках, но даже email и телефоны. На недавнем конкурсе «ВЕЖА» обыграла Петрозаводский государственный университет, оценив свои услуги на 30 млн дороже и получив максимальные баллы за квалификацию. Теперь таинственное ООО будет проводить «Мониторинг и экспертно-аналитическое сопровождение комплексных региональных программ развития профессионального образования, разработку и апробацию методических рекомендаций по их совершенствованию». Видимо, чиновники из конкурсной комиссии знают что-то такое, чего не знаем мы. Мы же знаем лишь то, что владельцем «ВЕЖИ» является Дмитрий Белоусов – член «Единой России» и вундеркинд, в 27 лет ставший директором престижного лицея в городе Балашиха (где он учился в детстве). Сейчас ему 28, а в его послужном списке множество фирм, совладельцем которых он был или является до сих пор, включая парочку исчезнувших финансовых компаний, несколько торговых и строительных фирм.
Впрочем, про многие компании из списка нам известно и того меньше, то есть ничего. Так, «Формирование системы обеспечения единых подходов при разработке и использовании показателей и процедур оценки качества общего образования» и еще один лот (общая сумма контракта – 87 млн) будет выполнять ООО «Программы развития». Попробуйте поискать его следы сами. Наши поиски закончились безрезультатно. Справочная система СПАРК сообщает, что зарегистрирована компания в маленьком строении между промзоной и жилыми пятиэтажками, где формально базируется еще 57 компаний. Самое интересное, что СПАРК, вычисляющий «Индекс должной осмотрительности» компаний по их отчетности, истории взаимодействия с госструктурами и прочим параметрам, присвоил «Программам развития» 85 баллов. Высочайшим возможным уровнем риска является показатель 99, а у нормальных компаний он, как правило, ниже 30. Увы, даже СПАРК не помог найти телефон этой конторы, которая осуществляет правительственные контракты на миллионы долларов.

Большую долю средств на реформирование образования осваивает еще один тип компаний – «многопрофильные» консалтинговые агентства, которые берутся за любую работу в принципе. Например, «Хэдворк аналитикс», именующая себя «экспертным центром инфраструктурных отраслей». Сейчас эта компания взялась за разработку норм построения безбарьерной среды для школьников-инвалидов, а годом раньше в рамках программы «Русский язык» выполнила для Минобра «Создание словаря церковнославянского языка (на материале основного корпуса богослужебных книг)».

Есть еще всяческие фонды, созданные под себя руководителями государственных образовательных НИИ, чтобы пускать часть средств в обход основных организаций. Есть маленькие конторы, обыгрывающие крупных игроков за счет демпинга, собирающие «экспертов» с миру по нитке и сдающие нечто под видом отчетов. Да много чего еще есть – и будет дальше, пока мы не заставим правительство открывать все результаты гражданских аналитических госконтрактов, а новый министр не разгребет авгиевы конюшни внутри образовательного ведомства.

P.S. Года полтора назад, почитав на «Слоне» мои статьи про распределение денег на науку, меня пригласили посоветоваться руководители Росфиннадзора. Им хотелось сформировать систему проверки отчетов по выполненным за федеральные средства исследовательским и аналитическим проектам, однако вскоре выяснилось, что денег на это нет.

Для справки: общая номинальная стоимость контрактов, по которым составлен рейтинг, – 4,5 млрд руб.

Приложение: Получатели заказов на аналитические исследования по образованию от Минобрнауки в 2011 году
 

организация

номинальный объем госконтрактов, тысяч рублей

1

 

АНОО «ИПОП «ЭВРИКА»

271 940

2

 

Федеральный институт педагогических измерений

211 360

3

 

Высшая школа управления

207 138

4

 

Национальный фонд подготовки кадров

203 410

5

 

ООО «ИБС Экспертиза»

202 435

6

 

Федеральный институт развития образования

168 680

7

 

Петрозаводский государственный университет

164 200

8

 

АНО «Образовательная инициатива»

153 855

9

 

Высшая школа экономики

151 565

10

 

Пензенский государственный педагогический университет

142 500

11

 

ООО «Агентство гуманитарных технологий»

138 400

12

 

Московский институт открытого образования

124 220

13

 

ЗАО «Лаборатория образовательных и социальных программ»

118 160

14

 

Московский финансово-промышленный университет «Синергия»

92 300

15

 

ООО «ВЕЖА»

92 000

16

 

ООО «Программы развития»

87 750

17

 

ООО «Интеллектуальная интеграция»

80 350

18

 

АНО «УЦИОТ»

76 500

19

 

Аналитическое агентство «Смыслография»*

75 000

20

 

АНО «Институт развития современных образовательных технологий»

72 008

21

 

Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ»

71 465

22

 

АНО «Центр развития социальных проектов»

71 100

23

 

АНО «Национальное агентство развития квалификаций»

63 900

24

 

Институт содержания и методов обучения РАО

62 700

25

 

ЗАО «Агентство Промышленной Информации»

61 800

26

 

АНО «Институт отраслевого питания»

60 000

27

 

АНО «Центр социальных исследований и инноваций»

52 374

28

 

МОО содействия воспитанию «Содружество организаторов воспитательного процесса»

49 940

29

 

ООО «АкадемЭксперт»

49 400

30

 

АНО «Образовательный культурно-научный центр «Евро-класс»

49 000

31

 

АНО «Группа реализации проектов «Информэкспертиза»

48 700

32

 

ООО «Простой.ру»

45 200

33

 

ООО «Оценка качества образования»

45 000

34

 

АНО «ИНПЦ»

42 750

35

 

Национальное аккредитационное агентство в сфере образования

40 250

36

 

ООО «РБК-ЦЕНТР»

39 200

37

 

Ассоциация классических университетов России

38 000

38

 

ООО «Траст»

35 670

39

 

Институт стратегических исследований в образовании РАО

31 980

40

 

Федеральный детский эколого-биологический центр

30 870

41

 

АНО «АККОРК»

30 400

42

 

Московский психолого-социальный институт

30 400

43

 

ООО «ГЕТНЕТ Консалтинг»

30 000

44

 

Северо-Осетинский государственный педагогический институт

29 150

45

 

ЗАО «Руспромаудит»

27 030

46

 

ООО «Центральное бюро нормативов по труду»

26 250

47

 

НИИ труда и социального страхования

24 730

48

 

ГНИИ ИТТ «Информика»

24 080

49

 

ООО «МИР ПРОСВЕЩЕНИЯ»

23 470

50

 

Московский городской психолого-педагогический университет

21 500

51

 

ЗАО «Россервис»

21 250

52

 

ООО «Центр образовательных и социальных проектов»

21 000

53

 

ООО «Профессиональный проект»

20 900

54

 

НП «Экспертный Совет по интеллектуальной собственности»

20 810

55

 

Международный университет в Москве

20 473

56

 

Фонд поддержки социальных проектов «Образование – обществу»

19 200

57

 

Государственный университет управления

18 800

58

 

Международный институт менеджмента ЛИНК

17 500

59

 

ООО «ЭКОРИС-НЭИ»

17 150

60

 

ООО «Хэдворк аналитикс»

16 240

61

 

Российский университет дружбы народов

15 500

62

 

Тверской государственный университет

14 000

63

 

АНО «Институт антропотехники»

12 900

64

 

АНОО «НИО «Образование»

12 000

65

 

Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ

12 000

66

 

Вятский государственный университет

11 790

67

 

ООО «Центр Акмеологических исследований»

10 955

68

 

Федеральный центр образовательного законодательства

10 500

69

 

Русская школьная библиотечная ассоциация

10 250

70

 

Российский государственный университет туризма и сервиса

10 000

71

 

Московская государственная юридическая академия

9 000

72

 

ООО «Исследовательский проект»

8 825

73

 

ООО «Интеллектуальная интеграция»

8 600

74

 

Научно-методическое объединение «Непрерывное образование»

8 150

75

 

Московский государственный университет приборостроения и автоматики

8 000

76

 

Ростовский государственный университет путей сообщения

8 000

77

 

АНО «Учебный центр «РИК»

7 800

78

 

АНО «СУВАГ»

7 500

79

 

Московский государственный институт электроники и автоматики**

6 850

80

 

Российский государственный социальный университет

6 000

81

 

«Московский государственный технический университет

5 200

82

 

Ярославский государственный педагогический университет

5 000

83

 

ООО «Центр слуха и речи ВЕРБОТОН-М+"

5 000

84

 

ООО «Исследовательский проект»

4 080

85

 

ЗАО «Институт социального конструирования»

4 000

86

 

Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

1 500

 

4 506 803


Контракты на пиар, IT, организационное сопровождение реформ и проведение стажировок не учитывались

* «Смыслография» входит в состав группы АГТ
** МИЭМ сейчас присоединяется к Выcшей школе экономики
Источник: База данных «Конкурсы минобрнауки»