Фото: Reuters/Kai Pfaffenbach

В конце года в Москве без большого шума состоялось событие, которое имеет шансы впоследствии стать эпохальным. МОЭСК открыла первые в России заправки для электромобилей. Проект носит статус пробного – будет запущено всего 28 станций, что выглядит скромно по сравнению с 1,3 тысячами пунктов, которые должны быть запущены до конца 2013 года в Лондоне. Кроме того, московские «электрозаправки» состоялись во многом благодаря инициативе Mitsubishi, заинтересованной в имиджевом продвижении своего электрокара i-MiEV. Однако включение России в тренд, который может стать одним из основных в мировом автомобилестроении, отрадно и вызывает некоторый оптимизм. Нынешний экономический кризис – не только кризис финансовых институтов, долгов и кредитных рейтингов. Это во многом творческий кризис, выход из которого осложняется дефицитом новых глобальных инвестиционных идей. Финансовый сектор готов к участию в новом технологическим буме и гадает, какая из отраслей может представить полноценный тренд глобального развития. В потенциальных фаворитах – уже привычные «новая» энергетика, биотехнологии и промышленность материалов. Победителем станет то направление, которое быстрее других подойдет к массовому потребителю в виде востребованного продукта. Новый технологический пузырь должен обладать рядом характеристик. Это, во-первых, инновационность: пузыри на традиционных рынках, таких как недвижимость или золото, мало привносят в качественное развитие экономики. Во-вторых, гигантская емкость рынка: технология должна быть востребована в повседневной жизни широкого круга потребителей. В-третьих, системность: технология должна быть достаточно капиталоемкой для формирования новых индустрий. Автомобиль – один из самых распространенных потребительских продуктов, а объем рынка автомобилей сравним разве что с рынком недвижимости: ежегодно в мире собирается около 80 миллионов машин, а общее число автомобилей в мире в прошлом году перевалило за миллиард. По оценкам отраслевых экспертов, к 2050 году количество автомобилей на планете удвоится. Таким образом, речь идет о рынке, объем которого измеряется триллионами долларов. При этом автомобилестроение – одна из системообразующих индустрий: для создания успешного продукта интегрируются достижения многих отраслей, от промышленности материалов до спутниковой навигации. Отдельные новации постоянно появляются в отрасли, но технология, кардинально изменившая бы такой привычный предмет как автомобиль, может стать основой нового инвестиционного цикла в промышленности. В перспективе основным этапом революции в отрасли должен стать переход к «беспилотным» автомобилям. Однако в большей степени готова к конкуренции с традиционными решениями технология электродвигателя, которая все активней применяется ведущими производителями. Возможно, проекты электромобилей по-прежнему были бы далеки от реальной жизни, если бы не цены на нефть, которые безостановочно росли с конца 1990-х. Высокая стоимость традиционного топлива стимулировала разработку его альтернатив, позволив новой технологии за несколько лет совершить качественный прорыв. Потребительские характеристики автомобилей с электродвигателем, уже сегодня имеющихся на рынке или готовых вот-вот на него выйти, не слишком уступают традиционным: аккумуляторов перспективных моделей хватает почти на 200 километров, процедура зарядки ускорилась, а динамика и мощность двигателей сравнимы с бензиновыми и дизельными собратьями. Ведущие концерны озаботились созданием полностью электрических суперкаров, что было невообразимо еще несколько лет назад. Последними ограничениями остаются высокая цена и инфраструктура. Основным элементом инфраструктуры электромобилей являются электрические сети, уже имеющиеся в большинстве мест присутствия автотранспорта. Сам заправочный комплекс также не требует больших инвестиций: его типичная модель – парковка перед супермаркетом, где автомобиль подзаряжается, пока его хозяин совершает покупки. Дополнительная экономия – от отсутствия необходимости транспортировки и хранения легковоспламеняющегося топлива, компактности и простоты «электрозаправок». Последний камень преткновения связан с комбинацией потребительских качеств электромобиля, главное из которых – цена – пока сдерживает спрос. Впрочем, высокая цена и ряд эксплуатационных недостатков – неизбежные атрибуты первого этапа распространения новой технологии. Можно вспомнить громоздкие и дорогие мобильные телефоны 1990-х или первые цифровые фотоаппараты, уступавшие пленочным по качеству снимков. Потребительские качества этих продуктов росли, а цена – уменьшалась по мере роста продаж, и хватало всего лишь 5–10 лет активного роста рынка для того, чтобы новая технология вытеснила старую. Пока рынку электромобилей прочат скромную динамику – так, Международное энергетическое агентство видит для него лишь узкую нишу в несколько процентов от авторынка на протяжении ближайших 15–20 лет, отдавая предпочтение уже зарекомендовавшим себя бензиновым «гибридам». Однако аналитики обычно не умели предсказывать технологические революции. Интуиция может подводить даже лидеров индустрии: так, Биллу Гейтсу до сих пор припоминают его высказывания от 1993 года, сводившиеся к мысли о бесперспективности такой технологии, как интернет. Момент перехода к потребительскому буму вообще труднопредсказуем, потому что часто зависит больше от моды, чем от технического прорыва. Исследования McKinsey говорят, что абсолютное большинство автовладельцев потенциально заинтересованы в приобретении электромобиля; еще более интересно то, что наибольший энтузиазм в этом вопросе проявляют представители самых перспективных автомобильных рынков – Китая, Индии, стран Южной Америки. А значит, потребитель уже готов к взрывообразному росту. Судя по всему, и производители готовятся к такому варианту развития событий, планируя к 2015 году довести мощности по сборке электромобилей до 370 000 штук в одних только США (общий парк в США составит более 1,2 млн к тому времени). Кроме собственно автосборочных производств, потребуются мощности по производству батарей, а также инвестиции в разработки для улучшения их характеристик. Не менее крупным сегментом станет развитие энергетической инфраструктуры, в которую также станут направляться сотни миллиардов долларов. Ничто не мешает российским игрокам побороться за лидерство в отдельных технологических сегментах, таких как производство элементов питания. Кстати, первый проект по производству аккумуляторов для электромобилей в России был также запущен в конце декабря – правда, пока речь идет о заводе, построенном совместно с китайской компанией. Даже «АвтоВАЗ» подключился к модному тренду и еще осенью начал испытывать собственный электромобиль. Сползание мира с «нефтяной иглы» будет постепенным: моментально нарастить выработку электроэнергии и изменить архитектуру магистральных и распределительных сетей невозможно – перестройка энергетической инфраструктуры станет одной из основных инвестиционных ниш и будет подразумевать не просто расширение мощностей, но и внедрение современных решений по повышению гибкости и информатизации системы (т.н. smart grid). Рано или поздно розетка придет на смену «пистолету» бензоколонки; скорость развития электромобильных технологий в последние годы создает ощущение, что эти времена не за горами. Инвестиционная емкость проекта «электромобиль» в глобальном масштабе составляет триллионы долларов. Прекрасный технологический «пузырь», который, кстати, может и не лопнуть.