Фото ИТАР-ТАСС/ Артем Коротаев
Суррогаты на основе виноматериалов с добавлением воды, спирта, сахара, ароматизаторов и красителей крайне важны российским чиновникам, которые последовательно отстаивают в Таможенном союзе легальность производства «винных напитков» – вот такое милое название для творения пищевой индустрии. Технический регламент на алкоголь, который должны принять Россия, Беларусь и Казахстан, будет определять, что и под каким названием должно продаваться, а что должно быть запрещено. Крепость «винного напитка» варьируется от 7 до 22 градусов, цвет, вкус и запах – любой, в зависимости от фантазии химика или технолога. Очевидно, что никакого отношение к вину данная продукция не имеет, соответственно, использование термина «винный напиток» является прямым обманом потребителя, на чем и настаивает Казахстан. Но российские чиновники из Росалкогольрегулирования, ответственные за разработку алкогольного регламента, с позицией Казахстана не согласны и готовы лоббировать интересы компаний-производителей винных напитков в дальнейшем. Для чего им все это? Первое, что приходит на ум – интересы конкретных производителей, заинтересованных в сохранении продаж в России. Для них запрет – это, как минимум, перепрофилирование производства, возможно, закрытие. Таких компаний немного, но они есть. Кстати, почему-то распространено мнение, что техрегламент в казахской редакции отразится на производителях полусладких вин. На самом деле, никакого запрета на них не предусматривается, как бы мы ни относились к этому виду подслащенного продукта. Второе – незаинтересованность тех, кто формирует государственную политику в области потребления алкоголя, к продвижению настоящего натурального качественного вина как альтернативы водки. «Винный напиток» на полке супермаркета с его ужасающим составом всегда дает основания лоббистам водки заявить о чистоте и качестве традиционного русского продукта. Мировой опыт говорит об обратном – без дискриминации водки (снижения ценовой и шаговой доступности крепкого алкоголя) и продвижения качественного вина решить проблему повального алкоголизма населения невозможно. Такие невиноградные страны как Финляндия, Швеция, Норвегия, отдававшие предпочтение еще несколько десятилетий назад водке, сделали все для изменения стереотипов потребителя. Облагали высокими акцизами водку и продвигали вино и пиво – как результат, теперь качественное вино вытеснило крепкий алкоголь со столов скандинавов. Третье – забота о почитателях глинвейна и сангрии, ради которых якобы и стоит сохранить легальность «винных напитков». Всем, кто знаком с данными напитками, советую делать их самим дома (это несложно), купив бутылку натурального сухого вина и нужные ингредиенты, а не водно-винный ароматизированный продукт в магазине. Хорошо, что теперь для продвижения интересов своей компании недостаточно договорится с властями одной страны, пролоббировав нормы технического регламента через министерства и парламент. В России это было сделано, например в 2008 году, когда иностранные табачные компании легализовали обманный термин «легкие сигареты» в скандальном техническом регламенте на табачную продукцию. И он действует до сих пор, несмотря на Конвенцию Всемирной организации здравоохранения по борьбе с табаком. С созданием Таможенного союза индустрии придется договариваться уже на троих, что, как мы видим по этой истории, гораздо сложнее. Окончательно вопрос должен быть решен в апреле 2012 года. Не хочется быть пессимистом. Однако думаю, что вино будут мутить и разбавлять по техническому регламенту. Ведь это так хорошо вписывается в маркетинг стратегически важной для российской политики водки. Все могло бы быть иначе, если бы ответственность за политику в области потребления алкоголя нес Минздрав, для которого приоритет – снижение его потребления. А не Росалкогольрегулирование, цель деятельности которого – развитие отрасли, а не ее сокращение.