Сейчас много говорят о контроле над интернет-пространством. А вы знали, что в некоторых сферах он уже есть? Хоть государственные регуляторы тут и не при чем. Например, розничные продажи через интернет все больше зависят от систем поиска и подбора товаров.

Как все начиналось? С ростом объемов онлайн-торговли в России начали создаваться общие торговые площадки, на которых за определенную арендную плату каждый мог бы выставиться со своей петрушкой. Фундамент таких виртуальных супермаркетов закладывался основными нынешними игроками еще в 2003–2005 годах. Но реальным инструментом они стали не так давно. В Рунете таких площадок хватает, но эффективных еще мало. Из основных: динамично развивающийся продукт из Силиконовой долины «Викимарт», прикрученный к Rambler «Прайс.ру» и самый популярный «Яндекс.Маркет». Остальные на их фоне выглядят уныло и интересны либо маленьким магазинам (20–30 доставок в день), либо нишевым – вроде специалистов по продаже швейных машинок.

На данный момент «Яндекс» – №1. Но, к счастью для ритейлеров, только в тех категориях, где товары выбирают и сравнивают как по цене, так и по параметрам. Тем не менее, его положение позволяет ему выполнять все больше функций регулятора интернет-торговли (например, как ФСФР на фондовом рынке в России), с той лишь разницей, что этими функциями «Яндекс» наделил себя сам. Так, с помощью собственной службы контроля качества (СКК) и системы штрафов, «Маркет» определяет, кто будет торговать на его площадке, а кто нет. Правда, сразу подчеркну, что правила игры известны и открыты, и работают в пользу покупателя.

Онлайн-торговля – преимущественно малый и средний бизнес. У небольших магазинов доля продаж в «Маркете» может достигать 70–80%, что ставит их в жесткую зависимость от торговых сервисов. Степень зависимости зависит от того, чем и как магазин торгует в интернете. Например, покупать еду через «Маркет» или «Вики» никто не будет. Следовательно, «Утконос» от них не зависит никак. А любую технику проще всего выбрать и сравнить по цене именно здесь. Чем четче бренд и модель позиционированы на рынке, чем выше их популярность, тем больше будет доля продаж через «Яндекс.Маркет» или «Викимарт». Как пример – Apple iPad 2. В общем, по уровню зависимости продаж от торговых интернет-сервисов: «айфон» – верхняя точка, «гречневая крупа» – нижняя, посередине – игрушки, одежда.

На «Маркете» есть так называемые «карточки товара»: если забить в поиске, то видно, что «яблочный» планшет продают 195 магазинов. На «Вики» – 35 (уже показатель, кто больше «весит»). Но мало кто из покупателей знает: верхнюю строчку занимает магазин, сделавший максимальную ставку за клик. Иными словами, с него «Яндекс» получит больше всего денег, если пользователь перейдет на его сайт. Кроме того, чтобы торговать на «Маркете», магазин должен соответствовать определенным требованиям по дизайну, по представленной на сайте информации о компании и товаре, по форме оформления заказа, и, что очень важно, по цене, которую продавец выставляет на сайте и в «Маркете». У «Вики» требований к партнерам меньше, система оценки магазина покупателем более мутная, но они также мониторят своих продавцов. С точки зрения покупателя – это супер: они реально модерируют отзывы, следят за тем, чтобы магазины давали честные цены, точные условия и не ошибались – иначе отключат.

С точки зрения бизнеса все уже не так прекрасно. «Яндекс» пытается добиться какого-то западного уровня предоставления своих услуг, стараясь «гуманизировать» российский интернет-ритейл для потребителя. Но, как ни парадоксально, создает почти неограниченные возможности для сбыта «серого импорта» и бывшей в употреблении техники. Именно «Маркет» – самый простой, удобный и чуть ли не единственный способ продаж для «чернушников». Принцип простой: у кого цена ниже, тот и продает больше. Например, при первой (лучшей) цене на стиральную машину популярного бренда конверсия (соотношение посетителей интернет-магазина, сделавших покупку, к общему числу) может быть 8–10%, при цене «в десятке» – уже 3–4%. Что называется, вперед и с песней. Но при всех своих общих высоких требованиях «Маркет» не проверяет (и не обязан это делать, на самом деле – это работа для правоохранительных органов) чистоплотность игроков. Более того, если «Яндекс» начнет так делать, то уменьшит свой заработок. Этим он вызывает недовольство крупных легальных игроков, на что дает нам простой ответ : «Ставьте больше [делайте максимальную ставку за клик], будете выше в рейтинге. Не все сортируют только по цене». Вот только повышение ставок влечет за собой увеличение цены на товар или уменьшение собственной маржи.

«Викимарт» к продавцам в каких-то моментах более дружелюбен. Свою комиссию он берет с реальной продажи, а не с клика, что позволяет не платить за любопытствующих, которые зашли на сайт, но ничего не купили. Он также не делает акцента на комментариях пользователей: хуже для покупателя, зато не портит репутацию продавца. Но «Вики» также имеет замашки монополиста: все процессы покупки он заводит на себя, отбрендироваться на их площадке почти невозможно. Ты покупаешь именно у «Викимарта», а не у «Моллстрита» или кого-то еще.

«Яндекс.Маркет» действительно стал регулятором рынка интернет-магазинов. Они все стремятся к определенному внешнему виду, более-менее стандартизированному представлению информации о товаре, вынуждены давать сравнительно честные данные по цене, по потребительским качествам, по условиям покупки и доставки. Это замечательно, но магазины, не желающие делать свой бизнес похожим на табуретку с одной ножкой, отрабатывают другие направления сбыта. При правильном подходе долю «Маркета» в продажах можно снизить до 25–30%. Но от него никуда не денешься: в России «Яндекс» претендует на глобальность и диктует свои условия. Одна надежда на «Викимарт» – к размаху «Яндекса» пока только тянется, но шансы потеснить гиганта у него есть.