История «Кошелька Романовой», благодаря которому в очередной раз удалось собрать деньги на организацию оппозиционного митинга, показала, что коллективный сбор средств в интернете на конкретную инициативу – краудфандинг – у нас работает. Но работает в ситуации экстремального напряжения, когда уже «или пан, или пропал», да к тому же в условиях всеобщего взаимного недоверия. Еще есть опыт «РосПила», нескольких благотворительных и социальных акций – но все это краудфандинг, сделанный на коленке; рынка нет, спрос минимальный. В США и Европе краудфандинг уже несколько лет является важным сегментом рынка стартапов для тех, кто хочет заработать (за услугу такого рода проекты собирают комиссию – от 3% до 10% с собранных средств), и удобным сервисом для тех, кто хочет потратить деньги. Десятки проектов, универсальных (собирают деньги на все и для всех) и нишевых (ищут средства только для художников, только для изобретателей, только для рекламщиков и т.д.) предлагают свои услуги рынку, конкурируют, разоряются и процветают.
Slon посмотрел, как работают самые интересные и характерные краудфандинговые сервисы, и на что у них получается собирать деньги всем миром.