Фото: PhotoXPress.ru

Располагать штаб-квартиру крупной компании далеко от столицы – явление совершенно обыденное на Западе, но в России в большинстве случаев нецелесообразно. Все равно, чтобы взять крупный кредит или провести серьезные переговоры, придется ехать в Москву. Так что, классические примеры, вроде Google, который управляется из Маунтин-Вью, или Intel со штабом в мало кому известной Санта-Кларе, едва ли применимы в нашей стране, где концентрация власти и денег по мере приближения к Садовому кольцу возрастает геометрически. Но вот о переносе в регионы производства определенно стоит задуматься.

У нас, конечно, можно найти крупные компании, которые развиваются из регионов – как правило, они привязаны к сырьевым ресурсам («Уралкалий», «Норильский никель» и так далее). Но есть и изначально локальные игроки, теперь уже получившие федеральное значение, пример – краснодарский «Магнит». Впрочем, это исключения, а правила все же предписывают держать голову своей компании в столице, на долю которой, кстати, приходится около четверти ВВП всей страны. Зато «тело» вполне можно разместить на удалении, где активы и ресурсы, в том числе кадровые, как правило, стоят значительно дешевле.

Не все готовое

Наша компания, головной офис которой расположен в Петербурге, а само предприятие – в Великом Новгороде, на практике подтверждает этот тезис. Когда 10 лет назад мы рассматривали площадки для строительства завода по производству кваса, и этот город не случайно привлек наше внимание. Не только богатое культурное, но и промышленное наследие, сильный университет, – а значит, есть производственный потенциал и кадры. И, что очень важно, – Новгород расположен всего в 160 км от Санкт-Петербурга.

На нашем пивоваренном заводе который, к слову, берет свое начало еще в 1878 году, к приходу новых акционеров в начале нулевых сохранилось немногое: несколько на ладан дышащих производственных линий, старый склад с котельной, элеваторное хозяйство с древней солодовней, административно-бытовой корпус. И, конечно, красный уголок, закрывшись в котором, местное начальство выпивало по праздникам советское шампанское вдали от остального коллектива. Советских пережитков хватало, но мы покупали актив, который собирались модернизировать, и в который готовы были вкладывать не только деньги, но, в первую очередь свое понимание современного ведения бизнеса.

Таких площадок, если присмотреться, можно найти немало в небольших городах на расстоянии 150–200 км от мегаполисов (для сравнения, протяженность МКАД – 109 км, КАД СПБ – 192 км). Как правило, там еще при советской власти были построены промышленные объекты, и даже, возможно, с подходящим по профилю бизнесом. Покупка и модернизация готового производства в большинстве случаев обойдется поначалу дешевле, чем строительство на зеленом поле. Конечно, перестройка и оснащение потребуют инвестиций. Но за счет региональной составляющей экономия на всяческих разрешениях и подключении к сетям может быть значительной. А главное, вам «в наследство» достанется трудовой коллектив, правильное отношение к которому принесет немало приятных сюрпризов.

Конечно, многое зависит от вида бизнеса. Исторически в российской провинции процветала «пищевка», и найти готовые активы для развития этого направления сегодня не проблема. А вот как наладить в глубинке какое-нибудь нанотехнологичное производство, штамповать микрочипы или производить сложное оборудование? Здесь необходима привязка к исследовательским центрам, высокотехнологичным кластерам, а значит к городам-миллионникам. Но формула «в пределах КАД» будет работать и в этом случае. 

Ложка дегтя

Уровень жизни, как и затрат, в провинции ниже, а в производственном процессе главное – снижение издержек без потери качества. Оксюморон, скажете вы? Но, смотрите – возьмем, к примеру, логистику: стоимость аренды одного паллетоместа в Новгороде на редком суперскладе почти класса А обойдется в 300 рублей в месяц, а в Петербурге и Москве – в 350-400 рублей. Средний уровень зарплаты в обрабатывающих производствах в столице составляет 34 000 рублей, в Петербурге – 31 000 рублей, а в Новгороде – 23 000 рублей. Да и местная лояльность обходится дешевле: спонсорское участие в главном городском празднике Новгорода и близко не сопоставимо с поддержкой дня рождения Москвы или с «Алыми парусами» в Питере.

При этом стоит помнить, что транспортировка продукции сильно скажется на себестоимости товара. Из-за удаленности могут возникнуть проблемы с управлением и контролем, а также с квалифицированным персоналом – умные и амбициозные стекаются в большие города. Переносить, скажем, Центробанк в Урюпинск будет бессмысленно – также, кстати, как и в Санкт-Петербург. Не случайно проект с созданием в Северной столице Международного финансового центра так и остался всего лишь красивой байкой, хоть и произносимой с площадки Международного экономического форума. Сюда же можно отнести и создание в Петербурге нефтяной биржи в историческом здании на Стрелке Васильевского острова. Офис биржи открыли, но где-то на улице Марата, а весь персонал находится в Москве. Торги и вовсе ведутся в онлайн-системе, для чего физическая площадка вообще не требуется.

Покорение целины

Так, в правлении нашей компании из почти десятка человек сегодня только два новгородца. Остальные – варяги, которые 2-3 дня в неделю проводят в командировке на заводе, лишь на выходные, как правило, возвращаясь в свой любимый загазованный мегаполис. При этом коммуникаторы, лэптопы и прочие дары империи Стива Джобса помогают им всегда быть на связи. Допускаю, что если бы наша компания стояла не в Новгороде, а в Сыктывкаре, вопрос и его цена выглядели бы совсем иначе – тогда топов пришлось бы переселять семьями, а это уже совсем другие вложения и другой круг людей. Кстати, в свое время именно в Сыктывкаре нам предлагали купить бизнес, но заходить так далеко мы не захотели. Зато в Томске, куда путь тоже не близкий, удалось реализовать очень успешный проект почти полностью местными кадрами: ОАО «Томское пиво», где я был акционером и членом совета директоров, за пять лет удалось модернизировать и вывести в 10-ку крупнейших пивоваренных компаний страны, решив основную для предприятия задачу – маркетинга и продаж. В этом случае в длительные командировки приходилось отправлять только технических специалистов, а вопросы брендинга и рекламы, вплоть до ее локального размещения на этапе запуска, современные технологии позволили решать напрямую из Питера. В дальнейшем все технические, а также маркетинговые вопросы были переданы томичам, которые до сих пор успешно, как я могу судить, с ними справляются. Из этого проекта я с приличной прибылью вышел около пяти лет назад, так что нынешние результаты работы предприятия – это целиком и полностью заслуга нынешней команды управленцев.

Что касается линейного персонала, то обычно он тоже не является проблемой для населенных пунктов с населением 300-400 000 человек, где круг работодателей ограничен, а зарплата, как правило, значительно ниже, чем в столицах. Хотя, конечно, история знает и обратные примеры. Так, в Белгородской области, администрация которой некогда развернула активную программу переселения и привлекла большое количество специалистов со всей страны, известным мне предпринимателям не удалось реализовать проект по производству замороженных овощей лишь местными силами. Несмотря на черноземный пояс, открытость властей и, казалось бы, большой кадровый потенциал, акционерам этого предприятия пришлось выписывать управленцев и агрономов из Польши, познавшей толк в заморозке, и заместить их впоследствии местными специалистами так и не получилось – они быстро закончились.

Когда наше предприятие стало расширяться, а, значит, привлекать производственный персонал, оказалось, что конкуренция на рынке кадров Новгорода очень и очень высока. В городе расположено сразу несколько крупных производств, в том числе с иностранным капиталом, которые могут предложить выгодные условия труда. Так что нам пришлось что называется «брать пакетом», бонусами, ДМС и патриотизмом, причем тем самым – «квасным». Новая команда быстро очистила красный уголок, провела первый в истории завода праздник для всех и сделала это традицией, обеспечила льготное питание, предложила медицинское страхование, сделала упор на творчество и самодеятельность. 

Так что, рецепт прост: нужно просто идти и делать свою работу. Пользоваться материальными выгодами региональных рынков можно и нужно. Но никогда не забывайте, что самородки есть везде, и их необходимо поддерживать, а значит, достойно оплачивать их труд. Людям необходимо давать расти, не разделяя их на варягов и местных. А главное, нужна идея, вокруг которой можно объединить весь коллектив, и которая сможет, дай Бог, пережить в том числе и вас в качестве акционеров. Размышлять же, почему капиталисты и их бизнес все еще сосредоточены в одном, ладно, в двух российских городах, объяснять это неразвитостью транспортной инфраструктуры, ошибками государственного управления, историческими факторами и суровыми климатическими условиями, можно сколько угодно долго, но это занудно и не интересно.