Стас Михайлов. Фото: ИТАР-ТАСС/Интерпресс/Владимир Бертов

В понедельник ЦИКутвердил список доверенных лиц кандидата в президенты Владимира Путина. В предвыборной гонке за премьера будут агитировать 499 человек, около двухсот из которых – деятели искусства, известные спортсмены, работники СМИ или руководители общественных организаций. Без сомнений, Путин лидирует по количеству и разнообразию звезд, которые будут агитировать за него. Стас Михайлов, Андрей Аршавин, Роман Павлюченко, Олег Табаков, Валентин Юдашкин, Аркадий Новиков, резиденты «Comedy Club» и многие другие. Сегодня Владимир Путин взял однодневный отпуск, чтобы встретиться со своими доверенными лицами. Slon решил спросить у пяти экспертов, как повлияют знаменитости на образ кандидата и сможет ли такой состав привлечь на сторону Путина новый электорат.

Евгений Минченко

Международный институт политической экспертизы
Нам, таким образом, показывают, что, дескать, деятели науки, культуры и искусства в массе своей за Владимира Путина. Одно время была такая тенденция, что наша богема как тонко чувствующие люди стараются максимально дистанцироваться от партии власти, что обозначало: дела у партии нехороши, а теперь весь Ноев ковчег звезд из разных сфер сообщает, что прогноз хороший, у премьера все хорошо. Я считаю, что самый лучший список доверенных лиц у Путина, с точки зрения электоральной эффективности, был на его первых выборах в президенты: тогда это были лидеры общественного мнения в регионах. К примеру, кандидаты-одномандатники, которые только что выиграли выборы, буквально несколько месяцев назад, причем в противостоянии с региональной властью. Это показывает то, что за Путина не только официоз, но и люди, которые против власти. Или, например, авторитетные врачи, местные учителя, люди, которые пользуются уважением и могут влиять на конкретный круг лиц, может быть даже незначительные количество, а Стас Михайлов не приносит Путину ничего. 

Марк Урнов, 

председатель фонда аналитических программ «Экспертиза»

Все понимают, что лицо Владимира Путина на билбордах перестало быть таким притягательным – значит нужно выпустить огромное количество людей, которые будут светиться на плакатах – нормальный пиар-ход в условиях, когда проседает популярность главного игрока. Публика в этом списке очень разнообразная. Трудно представить себе, что Никита Михалков и Олег Табаков находятся в этой гонке по одним и тем же идейным соображениям. Понятно, что если не присоединятся художественные руководители театров, то это может кончится урезанием финансирования, некоторые – холуи по природе. Есть публика, которая предпочитает не ссориться с властью, как это делают многие бизнесмены, – иначе это может обернуться разрушением структур, которыми они руководят. Заработать на выборах деньги хотят певцы. Что касается интеллектуальной силы – политологов Сергея Маркова и Дмитрия Орлова – то если это вся интеллектуальная база президентской компании, то ее становится жалко. 

Игорь Бунин, 

директор Центра политических технологий
В списке есть спортсмены, которые не занимаются политикой, а просто являются средством украшения и показывают, насколько Путин велик в мире спорта и искусства. Это обычное использование артистов для раскрутки имени. Михаилу Прохорову это было бы очень полезно: он плюс Пугачева – это дополнительный ресурс раскрутки Прохорова, а Путин плюс весь этот бомонд, который существует в мире, – это только Путин. Бомонд ничего ему не добавляет, потому что Путин в отличие от них – реальный политик. Депутаты его представлять не могут – это запрещено по закону, там есть несколько политологов-недепутатов, но это ему тоже ничего не дает. Добавить голосов премьеру может Станислав Говорухин, который возглавляет сегодня его предвыборный генштаб – не просто известный режиссер, но еще и политик. 
президент Фонда эффективной политики
Не было бы декабрьских и январских выступлений в Москве, то число доверенных лиц выглядело бы по-другому: в нем было было бы больше врачей, учителей и спортсменов, а сейчас Болотная показала Кремлю необходимость бороться за избирателя, считавшегося своим, за эту среду условных селебритиз, за гламурную среду, креативную среду, которую, в общем, она считала своей. Прежде всего, потому что она живет неотличимой от ней жизнью, она варится в этому кругу, она любит отдыхать в этом кругу и считает его обязанным себе, и считает, что она его вырастила – отсюда этот слегка обиженный тон: мы же вас выращивали, мы же столько в вас вкладывали. Вчера на встрече с экспертами прошел этот мотив: это ведь наши дети, это мы их такими вырастили. Я думаю, что список доверенных лиц Путина отражает борьбу за публичные элиты, за говорящий и демонстрирующий себя класс. Они презентуют себя, всегда на виду. Частью путинского консенсуса прошлого десятилетия было то, что эти люди не отличали себя от правящего класса, они были его частью. Сегодня они отделяются, что воспринимается властью болезненно. Перетягивание, борьба за эту среду и заметна в списке доверенных лиц.

Анатолий Голов,

 
директор Иститута социальной политики
В выборе доверенных лиц Путина четко прослеживается подход «каждой паре по паре»: премьер выбирал лиц, которые могли бы заместить его в какой-либо области, которой он сам не захочет заниматься. В отличие от него Михаил Прохоров подбирал таких людей, с которыми он намеревается сотрудничать в партии, в первую очередь своих соратников. При этом Прохоров остается ведущим игроком, а они особой роли не играют и остаются как бы на втором плане.