Фото ИТАР-ТАСС/ Митя Алешковский
Департамент информационных технологий Москвы пообещал, что в ближайшие месяцы в московском метро будет доступен Wi-Fi. Идея принадлежит московскому мэру.
Те, кто регулярно ездит в метро, не могут не обрадоваться этому нововведению. Ведь это именно, то, чего не хватает московской системе транспорта. Как прекрасно, во время поездки в просторном комфортабельном вагоне, который везет тебя из загородного поселка в центр города на работу, почитать деловые новости, пообщаться в социальных сетях и проверить почту. А то и посмотреть общественное онлайн-телевидение.
Поймите правильно, я иронизирую не потому, что считаю беспроводную сеть ненужной, а потому, что мы снова сталкиваемся с подменой реальных проблем косметическими мерами, которые уже, в свою очередь, начинают мешать решению важных задач. Разве интересно говорить про туалеты в метро? Зачем такая роскошь в 12-миллионном городе, в котором есть международная сеть закусочных, которая, сама не желая того, решает эту проблему. Шум в вагонах? За 15 лет авиастроители решили эту проблему, но московское метро будет с гордостью нести звание самого шумного в мире. Зато теперь, с помощью беспроводной сети пассажиры смогут скачивать музыкальные новинки и заглушать ими фоновый шум.
Если без сарказма, то в этом решении проявляется фундаментальная ошибка. Нужно делать все, чтобы минимизировать пребывание пассажира в транспортной системе. Только так можно повысить пропускную способность и эффективность, а следовательно, и разгрузить ее. Автоматы по продаже билетов, широкие двери, высокая скорость движения, короткие переходы, простая навигация, так чтобы пассажир не стоял и не раздумывал, куда ему направиться, синхронизация интервалов движения. Пассажир должен постоянно двигаться и желательно с максимальной скоростью.
Российская транспортная система до сих пор работает по «накопительному» принципу. Именно поэтому в кассу всегда стоят очереди, и даже вне часа пик вагоны все равно загружены, так как рачительное руководство сразу же увеличивает интервалы, видимо считая, что ни в коем случае нельзя допускать того, чтобы люди ездили с комфортом. И после 9 вечера ты опять едешь в переполненном вагоне, только ждать его приходится вдвое дольше.
Европейские транспортники давно поняли, что необходимо не копить людей, а обеспечивать постоянное движение. Это особенно заметно на вокзалах, где часто и залов ожидания нет. У нас рекомендуется приезжать на вокзал за 40 минут до отправления поезда именно потому, что внутренняя логистика неэффективна.
Транспорт должен возить людей. И каждая лишняя минута, проведенная пассажиром в транспортной системе, создает лишнюю и бессмысленную нагрузку. При московских расстояниях нужно стремиться к тому, чтобы поезд от Бутово до центра доезжал за 15 минут, а беспроводная сеть – удел поездов, которые должны связывать центр Москвы с пригородами, где действительно можно провести 30 минут с айпадом в руках.
А что в реальности будет с беспроводной сетью в метро? Да то же, что и в Аэроэкспрессе. Связь есть, но интернет не работает. И это в лучшем случае. Мы же не хотим, чтобы по «Кольцевой» вместе с бездомнымм наматывали круги любители бесплатного интернета.