Креатив в политической борьбе сторонников и противников Владимира Путина явно переживает кризис: обе стороны повторяют ходы противоборствующей команды. Одни собирают многочисленные митинги «против», другие – «за», одни раздеваются «за», другие – «против». Автопробеги, ролики, наблюдатели – что еще объединяет креативщиков с Болотной и Поклонной?

Многотысячные митинги.


Митинги – давно проверенная форма выражения политической позиции, но сбор многотысячных акций в Москве с последующим сравнением «у кого больше» стал трендом последних месяцев. Организаторы митингов «За честные выборы!» провели мероприятия, собравшие несколько десятков тысяч человек: на Болотной площади, на проспекте Сахарова и шествие с митингом на Болотной 4 февраля. В один день с шествием был организован митинг «Против оранжевой революции», на котором выступали Сергей Кургинян и Максим Шевченко, а участников, судя по сообщениям СМИ и блогам, свозили из бюджетных учреждений, муниципалитетов чуть ли не под угрозой увольнения. По прошествии митинга ГУВД Москвы заявило, что в нем приняли участие более 120 000 человек – численность оппозиционных митингов, по оценке ГУВД, была в несколько раз меньше. Следующий митинг, теперь уже официально организованный штабом Путина, пройдет 23 февраля.

Автопробеги


В воскресенье, 29 января по Садовому кольцу в Москве прошел автопробег в поддержку митинга 4 февраля и шествия «За честные выборы». По данным ГУ МВД, в акции участвовало около 300 водителей, тогда как очевидцы сообщают о нескольких тысячах автомобилей с белыми лентами, шарами и бумагой.

15 февраля «Сеть сторонников Путина» заявила о готовности провести 18 февраля ночной автопробег в поддержку кандидата в президенты Владимира Путина. Участие в акции, в соответствии с заявкой, примут  1500 человек, которые проедут по Садовому кольцу вокруг Кремля. Автомобили украсят наклейки и флаги с символикой акции, а также распечатки с изображением Путина, в течение часа в машинах будет проигрываться песня «Blueberry Hill» в исполнении премьера – диск и брошюры с основными тезисами предвыборных статей Путина участники получат бесплатно.

Политическое раздевание


22 июля на Пушкинской площади была организована акция в поддержку премьер-министра Владимира Путина. Создатели группы «Армия Путина» в социальной сети «ВКонтакте» устроили дефиле, во время которого порвали на себе майки и исполнили песню «Такого, как Путин». Среди поклонниц Путина разыгрывался iPad-2.

3 августа участницы группы «Медеведев – наш президент» поддержали антиалкогольные изменения в законе, устроив акцию: за каждый 2 литра пива, вылитые в ведро, активистки снимали шорты, а за 6 литров – майки.

Впрочем, в период протестов, как оказалось, раздеваться можно не только летом и не только за Путина: 29 января, в двадцатиградусный мороз, у станции метро «Октябрьская» корреспондент газеты «Коммерсантъ» Анастасия Каримова устроила одиночный пикет в купальнике в поддержку шествия 4 февраля. Плакат гласил «А мы крепчаем!»

Публикация переписок и прослушек


26 октября в интернете в открытом доступе была выложена почта блогера Алексея Навального. Ответственность за взлом взял на себя некий русский хакер под ником Хэлл. Среди выложенных писем оказались сообщения, свидетельствующие об участии Навального в  проплаченной кампании против Дерипаски, заказчиком которой выступил якобы Станислав Белковский. И Навальный, и Белковский завили, что эти письма – фальшивка. Остальную переписку известный блогер и оппозиционер признал.

19 декабря Lifenews.ru разместили у себя более 6 часов записей телефонных разговоров Бориса Немцова с другими участниками оргкомитета митингов «За честные выборы». Судя по записям, политик не стеснялся в выражениях при оценке соратников. 1 февраля Следственный комитет возбудил уголовное дело по ст. 138 (нарушение тайны переписки, телефонных переговоров).

В конце января в интернете появилась аудиозапись редакционной планерки, проведенной гендиректором «Ньюс медиа» Арамом Габреляновым, содержащая сорокаминутный нецензурный монолог Габрелянова. Впрочем, некоторые объяснили появление этого ролика в сети инициативой самого главы Lifenews и попыткой сделать вирусную рекламу издательскому дому.

2 февраля хакерами Anonymous в интернет была выложена почта руководителя Росмолодежи Василия Якеменко общим объемом 16 ГБ. Росмолодежь не подтвердила и не опровергла принадлежность писем своему руководителю. В переписке обсуждалась организация перформансов движения «Наши», покупка чиновником дома за более чем $1 миллион, создание армии интернет-«троллей». Следом за почтой Якеменко в открытом доступе появилась и почта пресс-секретаря ведомства Кристины Потупчик, из которой стало известно, что именно «Наши» устраивали DDOS-атаку на «Ъ» несколько лет назад (газета потом подала в суд). В почте Потупчик также были обнаружены расценки на платные посты у топовых блогеров.

Видеоролики


После митинга на Болотной площади 10 декабря, режиссер Павел Бардин снял серию (всего 170) минутных роликов с призывом известных людей выходить на митинги. Среди выступивших перед камерой были Борис Акунин, Евгений Ясин, Дмитрий Быков, Максим Виторган, Михаил Шац, Сергей Пархоменко, Алексей Кортнев, Андрей Бильжо.

В конце января аналогичные ролики появились в поддержку Путина: руководитель издательства «Факультет» Максим Перлин 25 января открыл канал StoronnikiVV на YouTube. На нем всего 19 видео, первое опубликовано 31 января. Среди персонажей роликов:  Валентин Юдашкин, Анатолий Вассерман, Станислав Пьеха, Виктор Дробыш.

А с момента официального старта предвыборной агитации штаб Путина выпустил ряд роликов «Почему я поддерживаю Путина»: о том, почему они готовы поддержать Путина рассказывают актеры, врачи, спортсмены и чиновники. 15 февраля в интернете появился ролик, в котором актриса Чулпан Хаматова призывала голосовать за Путина, что спровоцировало в блогах и СМИ волну обсуждения, сделала ли она это добровольно или под давлением. Несколько анонимных источников в СМИ утверждали, что Чулпан угрожали остановкой финансирования фонда «Подари жизнь», но пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков заявил, что актриса снималась в ролике добровольно. К середине того же дня доступ к ролику с Хаматовой был ограничен.

Баннеры

Баннер «Путин, уходи!» появился на одном из зданий около Кремля 1 февраля 2012 года. На вопрос, почему предложение премьер-министру было вывешено напротив Кремля, а не Белого дома, организаторы акции ответили философски – все равно все понимают, кто тут главный.

15 февраля ряд блогеров выложили ссылку на баннер ровно противоположного содержания: неизвестные призывали Владимира Путина поскорее вернуться в Кремль.